Российские мусульмане направлены в сторону мировой уммы: что предпримет Путин?
Даже в современном обществе можно соблюдать законы шариата, если человек не относится к ним фундаменталистски.
фото: Pemuka Rakyat
Помимо отношений с Украиной Россия стоит на важном перепутье, поскольку решает, как конструировать диалог с 14,5 миллионами этнических мусульман, которые живут на территории страны. А если к этому количеству добавить еще рабочих-мигрантов из Центральной Азии и Азербайджана, то общее число составит около 20 миллионов. Для сравнения: в Германии проживает примерно 5,5 миллионов мусульман, во Франции - 6 миллионов.
По мнению авторов Еurasiareview.com, Кремль десятилетиями боролся с мусульманскими обычаями и традициями. Когда коммунизм рухнул, религиозное общество в России возглавила православная церковь. Но важно понимать, что помимо того, что у мусульман иная религия, они еще и являются активной политической силой.
Взаимоотношения между Кремлем и развивающейся властью ислама подверглись серьезному испытанию в 1990-х годах войнами за независимость в Чечне и Дагестане. Сегодня стабильности угрожает растущая среди исламской молодежи привлекательность Исламского государства, ИГИЛ* (запрещенная в РФ экстремистская группировка). Если раньше Чечня была катализатором распространения воинствующего исламизма, то теперь ИГИЛ* является угрозой, которая может повлиять на мирный юг России.
В 2024 году боевики ИГИЛ напали на "Крокус Сити Хилл", в результате чего погибли более 140 человек, а самым ужасным терактом было нападение в 2004 году на школу в Беслане, в результате которого погибли 186 детей.
Угроза в лице ИГ подпитывается системой убеждений радикального исламизма из Саудовской Аравии, которая ее экспортировала, — ваххабизмом с его пуританской теологией.
Сегодня большая часть мира думает только о падении железного занавеса на европейских границах России, но он пал и на юге страны: 11,6 миллионов рабочих-иммигрантов, связанных с ваххабитскими имамами, постепенно становятся мощной пятой колонной внутри РФ.
Россия часто справлялась с пузырями зарождающегося недовольства, используя тяжелую руку вместо диалога, сегодня это неизбежно привело к росту радикализма.
Тем не менее, опрос, проведенный на Северном Кавказе среди мусульман, показал, что 73% отвергают политический и религиозный экстремизм, но все еще четверть населения в разной степени тяготеет к радикализму. Самые высокие показатели неприятия экстремизма наблюдаются в Чечне и Дагестане — 97% и 85% соответственно. Возможно, потому, что обе республики испытали ужас войны, возглавляемой исламскими экстремистами.
На публике российское руководство приветствует исламскую религию, однако, в частном порядке существуют серьезные сомнения. Очевидно, что за последние два десятилетия ислам, притихший было в советские времена, все больше служит площадкой для социальных и политических протестов, которые в некоторых областях захвачены сепаратистами.
В отличие от монолитной православной церкви ислам расколот на конкурирующие фракции. С одной стороны, есть старый традиционный ислам, а с другой — фундаментализм, исламизм и ваххабизм. На фоне таких разных взглядов в одной религии несколько лет назад традиционалист муфтий Татарстана был тяжело ранен, а Валиулла Якупов, видный идеолог исламского традиционализма, убит.
Кремль требует безоговорочной преданности матери-России, а многие мусульмане смотрят в сторону мировой уммы. И их число быстро растет. Даже Татарстан, который мирно существовал в христианской среде в течение полутысячелетия, не изолирован от тенденции к радикализму.
Алексей Малашенко, сопредседатель программы "Религия, общество и безопасность" Московского центра Фонда Карнеги, в издании "Россия в глобальной политике" отметил:
"Кремль упрощает ситуацию, сосредотачиваясь на политических аспектах. Он борется с экстремизмом и сепаратизмом, но обходит стороной вопрос о том, как люди в светском государстве могут жить по религиозным законам. Власти игнорируют тот факт, что тенденция развития гражданской идентичности в России не всегда совпадает, а порой даже противоположна тенденции развития религиозной идентичности".
Малашенко также отмечает, что сегодня многие мусульманские ученые, имамы, теологи и даже политики стремятся отойти от упрощенной дихотомии традиционного и радикального. Они видят, что это раскалывает общество и что необходимо некое сочетание — не быть жестоким или брутально пуританским, а признавать ценность социального и политического. Даже в современном обществе можно соблюдать законы шариата, если человек не относится к ним фундаменталистски. Должен быть как "государственно-исламский" диалог, так и "исламско-исламский".
2000 российских мусульман, которые отправились воевать на стороне ИГ*, — это слишком много, тем не менее ответ на призыв к насилию по-прежнему ограничен небольшим меньшинством. Вероятно, что время для диалога и исправления обид еще не истекло.
Владимир Путин, говоря об исламе, отметил: "Хотя религия конституционно отделена от государства, само государство не отделено от верующих". Очевидно, что глава государства имеет представление о проблеме. И есть способ перейти от слов к делу.
Материалы по теме:
Кто стоит за трендом религиозного радикализма в Центральной Азии и России?
США готовы спровоцировать конфликты в Казахстане, чтобы дестабилизировать ЦА
Казахстан стал ареной для деятельности западных подрывных сил
Почему Кыргызстан не замечает угрозы от "Таблиги Джамаат"?
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!