Почти неизвестный Степанов
Продолжая серию публикаций, посвященной гражданской авиации, редакция CA Cronos решила рассказать об известном художнике Алексее Матвеевиче Степанове.
Фото: "В полете". 1963 год.
Одним из интереснейших мастеров казахстанского изобразительного искусства можно по праву назвать народного художника Казахстана Алексея Степанова. В этой статье речь пойдет об уникальном по своей сути полотне, написанном художником в 1963 году, которое уже много лет находится в фондах Государственного музея искусств им. Абылхана Кастеева, но очень редко оказывается в основной экспозиции. Подробнее - на cronos.asia.
Алексей Матвеевич Степанов относится к числу тех художников, работы которых в целом знакомы любителям искусства Казахстана. Почти наверняка многие видели ключевое полотно Степанова "Человек с планеты Земля" из его знаменитой "космической серии" с изображением космонавта с разделенным освещением.
В то же время о композиции мастера под названием "В полете" знают разве что специалисты.
Во многом связано это с тем, что она не очень уж часто появляется в основной экспозиции Музея им.Кастеева, где она хранится с середины 60-х годов прошлого века.
Как отмечено в 10-м томе книги "Избранное. Искусствознание Казахстана", выпущенном еще в 2012 году в рамках программы "Ғылыми қазына" министерства образования и науки РК, в картине "В полете", написанной в 1963 году, воплощается глубина восприятия художником человеческой личности.
Это интимно-психологический образ женщины, возвышенно-романтический, конкретный и точный в портретной характеристике. Композиция картины создает дополнительные содержательные и пластические нюансы. Форма круглого иллюминатора, на фоне которого сидит девушка, ассоциируется и с высокими понятиями: Землей вообще и непостижимым надземным миром, – отмечают составители тома.
В этой картине, как, впрочем, и во многих полотнах Степанова преобладает светло-воздушная среда, объединяющая краски в единое гармоничное целое. Чрезвычайно тонкая живопись, построенная на контрасте холодных и теплых тонов, воспринимается эмоциональной характеристикой одухотворенного образа девушки.
Кстати, внимательно рассматривая картину Алексея Степанова, можно увидеть ряд интересных деталей, которым художник всегда придавал немалое значение. В частности, по форме и диаметру иллюминатора, а также по изображенному уже на третьем плане фрагменту двигателя, можно понять, что действия полотна "В полете" разворачиваются на борту первого пассажирского авиалайнера советского производства на реактивной тяге Ту-104.
Причем не трудно определить, что героиня картины сидит в кресле "А" 12-го ряда. Это еще не все. По расположению по отношению к крылу полей видно, что самолет идет на посадку и вот-вот коснется взлетно-посадочной полосы. И вот здесь
появляется главная интрига картины: в каком из городов совершал посадку авиалайнер, полетать на котором в то время мечтал, пожалуй, каждый житель Советского Союза?
Ясно одно, это была не Алма-Ата, увидевшая Ту-104 лишь после 1973 года, когда несколько авиалайнеров этого типа перевели из Внуково в Хабаровск. К тому времени в Алма-Ате был построен новый терминал (тот, что сгорел "от фритюрницы" в 1999 году), одновременно была произведена и реконструкция взлетно-посадочной полосы, увеличенная до 3500 м, что позволило принимать не только уже появившиеся Ту-154 и Ил-62, но требующийся в летние месяцы 3000 м Ту-104. В частности, первый советский реактивный авиалайнер на протяжении 4 лет эксплуатировался на маршруте Хабаровск-Новосибирск-Алма-Ата.
Но в нашем случае речь идет максимум о 1963 годе, когда Алексей Степанов впервые и показал публике свою картину "В полете" на ежегодной отчетной выставке Союза художников Казахстана.
Ближайший аэропорт, откуда Ту-104 выполнял регулярные ежедневные рейсы в Москву, находился в Ташкенте. Что касается казахстанских городов, то по одному разу в неделю этот тип самолетов летал лишь в Актюбинск (ныне Актобе) и Семипалатинск (ныне Семей), взлетно-посадочные полосы и навигационное оборудование которых в то время соответствовали необходимым требованиям для его взлета и посадки.
Впрочем, в Казахстане есть еще одно место, где Ту-104 были чуть ли не прописаны. Речь идет о космодроме Байконур, куда из Москвы, а иногда и из Ташкента достаточно часто выполнялись спецрейсы, которыми пользовались не только космонавты, но и инженерно-технический персонал первой в мире космической гавани.
То, что Алексей Степанов бывал на космодроме и даже несколько раз присутствовал на запусках космических аппаратов "Союз", есть немало свидетельств, в том числе и со стороны знаменитого летчика-космонавта Виталия Севостьянова. Так что нельзя исключать, что
полотно "В полете" стало своего рода предтечей принесшей художнику всесоюзную известность "космической серии", начатой как раз в 60-е годы прошлого века, апофеозом которой стала картина "Человек с планеты Земля".
В этом произведении, как отмечают эксперты от искусства, все просто и одновременно сложно. Здесь отображена поистине космическая мощь в выражении сути взаимоотношений Человека и Вселенной. Человек равнозначен планетам. Он так же велик, но в тоже время разделен на свет и тень.
Алексей Матвеевич Степанов был первым художником в Казахстане, обратившимся к теме космоса, которая с 1961 года стала для него своей, основанной на сильнейшем непосредственном впечатлении от увиденного в степи запуска спутника – пронзенная цветными лучами атмосфера вызвала живое ощущение грандиозности пространства.
Биография художника
Алексей Матвеевич Степанов родился в Пензе в 1923 г. Увлекался рисованием с детства. Учился в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, где его преподавателем был И.С. Горюшкин-Сорокопудов. В 1946-1952 годах учился в ЛИЖСА им. И.Е. Репина в Ленинграде в мастерской у М. Авилова. С 1952 по 1989 годы Степанов работал в Алма-Ате.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!