Никаб в Казахстане: разрешить нельзя носить
Казахстан, подвергшийся наиболее сильным репрессиям и социальным трансформациям, создал духовный вакуум. И в этом вакуум устремились все, кому не лень.
фото: cdn.xsd.cz
Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан вводят жесткие ограничения и даже запрет на ношение прикрывающей лицо религиозной одежды. Хотя именно в этих республиках, как считается, наиболее сильны и устойчивы традиции ислама. А как же в светском Казахстане обстоят дела с регулированием ношения никабов?
Пояснил Азиатскому Экспрессу Арман Кудабай, журналист, публицист и преподаватель Казахского Национального университета им. аль-Фараби.
Который год инициативы хоть как-то ввести правила в этом направлении заканчиваются ничем. Хотя ни для кого не секрет, что именно казахские города и села прямо-таки пестрят сегодня нетрадиционными для региона различными одеяниями. Никабы, которые только недавно еще были диковинкой на наших улицах, сегодня уже никого не удивляют.
Так почему же южные соседи, которые, казалось бы, должны быть снисходительны к новым течениям, выбирают путь жестких ограничений? А казахи, отличавшиеся своим свободолюбивым и независимым характером, вдруг стали так послушны новоявленным миссионерам. А наши власти прямо-таки теряют волю перед любыми действиями…
В случае с Узбекистаном, Таджикистаном и даже с Кыргызстаном, думается нет никакого парадокса. Именно устойчивые религиозные традиции там служили своего рода предохранителем, позволяющим отсеивать чуждые элементы. И в отношении этих государств джихадистские "улемы" вынуждены были выбирать экстремистские и навязывающие свою волю методы.
Отсюда и осознание властями этих стран опасности этих новоявленных течений.
Казахстан, подвергшийся наиболее сильным репрессиям и социальным трансформациям, создал напротив духовный вакуум. И в этом вакуум устремились все, кому не лень. А власти, в том числе и духовные, не смогли достойно противостоять им. Даже больше, в какие-то моменты власти сами не способны были отделить овец от козлищ. К примеру, насаждение пресловутого хиджаба осуществлялось чуть ли не в полной поддержке курируемыми гюленистами турецкими лицеями по всем Казахстану…
Поставив запоздало заслон в школах для хиджабов, государство не решилось на такие же меры в высших учебных заведениях. Результат налицо, сегодня в отдельных казахстанских вузах чуть ли не до половины учащихся студентов в группах сидят в платках.
Запоздалое понимание опасности салифизма создало ситуацию, когда их представители и лобби оказались чуть ли не в самых высших эшелонах власти. К примеру, причина усиления религиозности в западных областях Казахстана видится именно в этом.
В отличие от южных соседей в Казахстане насаждение новых веяний шло "мирно", по большей части используя молодежь и новые информационные технологии.
Однако даже запоздалая реакция и понимание создают угрозы для джихадистов. Отсюда и все частое апеллирование к западным НПО, будто в Казахстане идет притеснение прав верующих. Кроме того, создаются НПО под эгидой самих салафитских течений, будто бы для защиты религиозных объединений.
Результаты мы тоже видели. Организованные и профинансированные так называемые "пикеты родителей" у школ, с требованием разрешить носить платки, создавать молельные комнаты и специальные перемены для молитв. Еще один результат, только недавно молодежь выступила с флешмобом в соцсетях, где сжигала учебники, портфели и конспекты, если им не разрешат вводить свои правила.
Чем закончится недавно озвученная властями попытка запретить никабы, эти закрытые бурки? По всей вероятности, шумом и воем новоорганизованнных НПО и …прозападных, будто бы озабоченных правами наших верующих, массмедиа".
Материалы по теме:
В Швейцарии запретили носить паранджу
Эксперт рассказал о модных трендах и тенденциях в Центральной Азии
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!