Как Пьера Ришара в Алматы принимали
В южной столице проходят дни французского кино
фото: Сronos.Аsia
В рамках проходящего в алматинском кинотеатре "Арман" кинорынка Eurasian Film Market идет показ современных французских фильмов. Несколько интересных фактов о ситуации во французском кинематографе и воспоминания о визите в Казахстан великого французского актера Пьера Ришара – у Cronos Asia.
На состоявшейся панельной дискуссии Eurasian Film Market, посвященной современному состоянию французского кино, были озвучен ряд довольно интересных цифр. Оказывается, только в 2023 году французские кинематографисты сняли 300 фильмов. На них их создатели заработали 271 миллион долларов, продавая наиболее популярные у кинозрителей Парижа, Лиона, Марселя и других городов Франции ленты за рубеж.
Основным рынком продажи французской кинематографической продукции оказалась… привет санкциям - Российская Федерация. Кинопрокатные компании России значительно опередили своих коллег из других стран, закупив в общей сложности 58 французских кинолент. Самыми популярными из них стали мультсериал "Леди Баг и Супер-кот", комедия "Астерикс и Обелиск: Поднебесная", мультфильм "Приключения аргонавтов", историческая драма "Жанна Дюбарри" и приключенческая лента "Три мушкетера: Д'Артаньян".
Надо заметить, что во многом интерес на постсоветском пространстве к французскому кино на фоне засилья на мировом рынке продукции из Голливуда связан с именами великих актеров, режиссеров и композиторов из Франции, которые внесли огромный вклад в мировой кинематограф.
Пожалуй, на территории бывшего Союза мало таких людей, которые бы не знали или не слышали об Алене Делоне, Жан-Поле Бельмондо, Пьере Ришаре, Жераре Депардье, Жане Рено, Брижит Бардо, Владимире Косма, Клоде Лелюше, Мишеле Легране или Люке Бессоне.
Некоторые из них приезжали и в Казахстан. Чаще всего это происходило в рамках международного кинофестиваля "Евразия". И каждый раз это было незабываемое событие. Особенно автору этих строк запомнился приезд Пьера Ришара, за каждым шагом которого довелось понаблюдать непосредственно.
Шутки от Ришара
Произошло это в 1998 году, когда в Алматы состоялся первый в истории кинофестиваль "Евразия", ныне, к сожалению, уже потерявший свою прежнюю значимость. Так вот, когда появилось сообщение о приезде великого актера, среди казахстанских деятелей культуры возник невероятный ажиотаж. Все хотели хотя бы краем глаза увидеть самого Пьера Ришара, ожидая от великого французского комедийного актера море шуток и смешных высказываний.
Но реальность оказалась совсем иной. Оказалось, что господин Ришар достаточно хмурый человек, да к тому же обладает весьма своенравным характером.
Первый неприятный для принимающей актера стороны произошел в алматинском офисе в тот момент управляющего делами президента РК, друга и сподвижника Нурсултана Назарбаева – Владимира Ни. В здании на пересечении проспекта Достык и улицы Сатпаева специально для Пьера Ришара был накрыт роскошнейший дастархан с многочисленными яствами.
Но завидев его, французский актер заметно поморщился: "Извините, господа, но вы, когда меня сюда везли, обещали реальные горы, а не много всяческой еды. Если я сейчас сяду за стол, то в горы мы и к вечеру не попадем". Уговорить Ришара хотя бы попробовать что-нибудь со стола никто не смог. Даже Владимиру Ни, который начал рассказывать о традициях казахского гостеприимства. Но Ришар был непреклонен: "Я в горы хочу, а не есть. Я в отеле позавтракал. Мне достаточно". Пришлось всем ехать на Медеу.
Через несколько минут вся наша процессия поднялась на плотину, что защищает город от селевых потоков. К ужасу охранников Пьер Ришар выскочил первым из автомобиля и сразу же забрался на гранитное ограждение. "Теперь оставьте меня одного! Это горы, это энергия, не мешайте!", - заявил актер подбежавшим двухметровым представителям службы безопасности, в глазах которых явно наблюдалась неподдельная тревога.
Впрочем Пьер Ришар на них никакого внимания уже не обращал. Минут 15 он, раскинув руки в стороны, молча стоял на гранитном парапете. Казалось бы, на этом причуды в тот момент 64-летнего актера завершатся. Ничуть. Потерявшие бдительность охранники прозевали момент, когда Ришар спрыгнул с парапета и трусцой побежал по дороге в сторону курорта Шымбулак. Опомнились они, когда актер удалился от них метров на 300 и почти скрылся за поворотом. Догнали. Правда картина получилась весьма занятная. Впереди потихоньку трусит Ришар, за ним на некотором отдалении пелетон, из утирающих пот с лица одетых в костюмы охранников дедушки Ни, еще метров в 30 от них три 600-х "Мерседеса".
Как оказалось, странная кавалькада добралась почти до Горельника. Это, между прочим, почти 2 км. Бежать до Шымбулака Ришар отказался, заявив, что теперь точно познал всю энергетику алматинских гор. В итоге вернулись на плотину минут через 50. Ришар довольный, охранники – как-то не очень.
Думаете на этом все? Ничего подобного. Надо было ехать на киностудию "Казахфильм", где французскому актеру пообещали показать абсолютно новую киноленту от казахских кинематографистов. Подогнали один из "Мерседесов". Но взгляд Пьера Ришара наткнулся на старый редакционный автомобиль – красный "Жигуленок" девятку.
"Смотреть новый фильм надо ехать на машине попроще, более экзотичной. Так я лучше мир узнаю", - несмотря на возражения со стороны охраны и подбежавших казахстанских чиновников заявил уже устроившийся на переднем сидении нашего автомобиля Пьер Ришар. Спустя уже пять минут алматинцы и гости крупнейшего мегаполиса могли созерцать не поддающийся какому-либо пояснению странный эскорт.
Впереди идет полицейский "Жигуль" с "мигалками", за ним наша весьма потрепанная "девятка", следом все те же 600-е "Мерседесы" и замыкает все это еще один "гаишный" автомобиль. Так и доехали до "Казахфильма". Уже выходя из нашего "Жигуленка", Ришар, несколько смущенно улыбаясь, заметил встречающим его людям: "Все же ждут от меня шуток. Вот мы все вместе и пошутили!"
Новым фильмом, которым принимающая сторона завлекла Пьера Ришара на "Казахфильм", оказался "Аксуат" режиссера Серика Апрымова. Показывали его в специальном зале, что находился в левом крыле центрального здания киностудии. Для тех, кто его не видел, стоит пояснить, что это довольно мрачная лента эта о серых буднях Восточного Казахстана. Под стать сюжету и краски фильма – минимум цветовой гаммы.
Так вот, перед началом сеанса, как это иногда водится на закрытых показах, всем зрителям раздали по бокалу красного вина, как говорится, для расслабления и лучшего восприятия. Но энергетика гор свое дело сделала. Через 20 минут Пьер Ришар мирно погрузился в царство Морфея.
Способствовало этому и еще несколько нюансов. Фильм шел на казахском языке, и чтобы знаменитый актер понимал, о чем в нем идет речь, сзади от Ришара посадили двух переводчиков. Специального оборудования для синхронного перевода в конце 90-х в Казахстане еще не было. Поэтому один переводчик переводил с казахского на русский, а другой сразу же с русского на французский.
Громко говорить оба переводчика не могли. В конце концов в зрительном зале сидели высокопоставленные чиновники из числа первых руководителей Казахстана. Могли им помешать в правильном восприятии фильма. А потому все сводилось к шепоту за спиной Ришара. Проснулся актер лишь в тот момент, когда в зале зажегся свет по окончанию сеанса. И надо отдать ему честь, абсолютно не растерялся.
Он вскочил, взяв бокал с вином, далеко не факт, что именно свой, и провозгласил тост за Серика Апрымова: "Замечательный фильм! Вы должны гордиться своим кино!" Зал разразился аплодисментами. И очень может быть, именно тост Ришара в честь Апрымова сыграл свою решающую роль. На кинофестивале "Евразия", на который в качестве почетного гостя и приезжал Пьер Ришар, именно "Аксуат" Апрымова получил гран-при.
Претенденты на популярность
Кстати, сложно сказать, как сейчас, но тогда Пьер Ришар очень критично относился к продукции Голливуда, считая не только французское, но и в целом европейское кино в профессиональном плане находится на более высоком уровне. Особенно, когда речь идет о комедиях.
Показательна встреча Ришара с Майклом Йорком (известен по фильмам "Кабаре" и "Остин Пауэрс"), с которым он буквально нос к носу столкнулся в алматинском парке имени 28 героев-панфиловцев. Они молча стояли друг против друга, чем-то напоминая готовящихся к бою петухов. После чего Ришар произнеся "Американец? Фу! Американские комедии – ужас! Смотреть надо французские фильмы!", не дожидаясь реакции Майкла Йорка, гордо пошел "удивляться красотами алматинского собора".
Про качество французских фильмов говорили и на панельной сессии кинорынка Eurasian Film Market. Ожидается, что такие киноленты 2024 года, как "Хороший мальчик" Ноэ Дэбре, "Самый ценный груз" Мишеля Хазанавичуса и "Собачье сердце" Летиция Доша войдут в число наиболее популярных у кинозрителей фильмов.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!