Даже в абстракции можно увидеть реалистические нотки
Молжигит Берик – известный архитектор-художник, автор многочисленных проектов зданий во многих городах Казахстана.
В государственном музее искусств РК им. Абылхана Кастеева состоялось открытие персональной выставки известного архитектора-художника Молжигита Берика Узакбайулы - "Ұшкан Ұя" (Отчий дом), передает Cronos.Asia.
В экспозиции представлены более 80 живописных и графических работ художника, написанных в разные годы, и также несколько планшетов с изображениями эскизных архитектурных объектов.
Молжигит Берик – это известный архитектор-художник, автор многочисленных проектов зданий во многих городах Казахстана и ведущий архитектор в области архитектурного проектирования. Есть среди его проектов новый пассажирский терминал в аэропорту Алматы (2003 г.), и дворец спорта в городе Таразе (2011 г.), и развлекательный комплекс "Керуен" (2006 г.), и школа в мкр. Думан в Астане (2003 г.), ныне в Нур-Султане, и многие другие проекты.
В то же время в своем творчестве художник – очень легко и свободно объединяет архитектуру, живопись, эскизы абстракции и графику.
Очень много работ художник посвятил воспоминаниям с детства. На выставке можно увидеть картины "Детство" (2021 г.), "Ұшкан Ұя" (2017г.), "Потрет бабушки" (2020 г.).
Бродя по залу и любуясь работами автора, невольно задаешься вопросом: "к чему же больше стремится художник – к абстракции, живописи или архитектурным проектам?"
По словам автора на самом деле он никогда не делил архитектуру и живопись. "Они как мои дети – дочь и сын, и нет такого чтобы я их как-то делил, я люблю их одинаково. И там, и там надо начинать работать карандашом, делая наброски на бумаге".
Говоря о своих эскизах, он отметил: "Если присматриваться к моим работам, то и в абстракции можно увидеть реалистические нотки. Это как в поговорке – есть такое мастерство без воображения – это все во лишь мастерство, а воображение порождает современное искусство. Как и другие художники или обычные люди, я хочу видеть, прежде всего, профессионализм и не важно, что это могут быть даже простые линии. Главное чтобы чувствовался профессионализм в работах".
Есть среди работ художника и серия картин с религиозной направленностью.
"Я совершил хадж и в тот момент меня это волновало. Не скажу, что я яростный исламист, но пока я совершал хадж, это меня подтолкнуло к преклонению молитве, к чему-то высшему и чистому. И тут я хотел показать, как человек в молитве склоняет голову, что человек преклоняется молитве, поэтому ярко выражены руки – жесткость костей и сам образ", – рассказал художник.
"А это Аль-Ка'ба аль-Мушаррафа ("Досточтимая Кааба") – мусульманская святыня в виде кубической постройки и молящиеся люди. Сюда люди приходят за очищением и молитвой. Чаще всего люди приходят сюда во всем белом, чтобы среди миллиона людей в цветных одеждах – кто-то одевает красное, кто-то в синем, кто-то в желтом… И все это я хотел показать в своих работах", – объясняет автор.
Здесь же есть священная гора мусульман – Арафат. Она выполнена графически. Стояние на горе Арафат является кульминацией хаджа. Согласно Корану, именно отсюда Мухаммад произнес свою последнюю проповедь.
"Нас привезли туда во время хаджа, все здесь белое и это четко видно, там миллионы людей находятся. Это священная гора. По преданиям, именно на этой горе здесь и встретились на земле Адам и его супруга Хавва (Ева) после изгнания их из Рая", – рассказал художник.
Интересная работа – черный квадрат, чем-то напоминающий "Черный квадрат" Малевича. Заинтересовавшись этой работой, я спросила у художника о его значении. Оказалось, что таким образом автор изобразил черный камень – Кааба. По словам художника, черный куб написан с золотистыми вкраплениями, как цитатами из Корана и означает начало новой жизни.
Говоря об архитектуре, художник отмечает, что на самом деле это очень трудно, поскольку с одной стороны есть долг перед заказчиком, а с другой – это не просто нарисовать дом, нужно вдохновение.
"Необходимо изобразить его (дом), не только продумать фасад, но и увидеть, как он будет выглядеть изнутри, внутренность отделки, само помещение, будет ли там комфортно, тепло и уютно. Например, театр оперы и балета – каким должно быть это здание, будет ли оно величественным и красивым? И, конечно же, необходимо учитывать устойчивость. Это не просто рисунок, там должны быть и технологии. В каждом эскизе это видно", – говорит автор.
Любопытная картина с изображением кошек – Инь и Ян. Хотя сама картина называется "Друзья" (2019 г.). "Да, кошки это домашние животные. Вы сказали, как и искусствовед Баян Барманкулова – так она выразилась, когда увидела эту картину. Узрела в корень. Вопрос в том, как оформить работу, когда вы уже закончили ее и еще сложнее придумать название картины", – заметил художник.
Как отмечалось выше в выставочном зале более 80 работ художника. Я покажу лишь некоторые из них. Но очевидно то, чтобы охватить все и прочувствовать атмосферу, настроение автора необходимо посетить выставку и воочию увидеть работы.
Картина: миллион алых роз.
Диана Кенесова
Материалы по теме
Выставка: "Я закрыла глаза, чтобы видеть"
"Мама, я живая!": о чем хотели рассказать режиссеры картины
Два дня одного месяца: ноябрь в Алматы
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!