Выставка: "Я закрыла глаза, чтобы видеть"
В Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева открылась выставка Жамели Такен "Я закрыла глаза, чтобы видеть".
В экспозиции представлено около 100 произведений, написанных художницей в разное время. О том, почему Жамиля Такен выбирает красный цвет для своих картин и как справится с творческим голодом – на Cronos.Asia.
Как отмечалось на открытии выставки, немаловажным фактором в художественном самоопределении художницы стало обращение к "внутреннему зрению" при осмыслении важных событий жизни, собственных впечатлений, воспоминаний, рефлексий.
Сама Жамиля Такен – мастер эксперимента, что проявляется в поиске колорических возможностей в живописи, а вариативности с творческого языка, к стремлению выразить художественными средствами остросоциальную проблематику в современности.
Вообще в работах Жамили довольно много использует красные насыщенные цвета. Сам цвет плотный порой утрированный. Автор работ использует сложную гамму с акцентированными оттенками вспыхивающего от красного. Это придает композициям то драматичное звучание, то декоративное наполнение в зависимости от стоящей перед автором задачи. И сам автор справедливо считает красный энергоемким цветом.
"Я люблю красный цвет потому, что им можно выразить эмоции. Он передает и страсть, и любовь, и негодование, еще много чего в сочетании с другими оттенками", – говорит она, но тут же добавляет: "Я работаю на контрастах. Но везде так. Например, в семейной тематике присутствует уже пастельные оттенки".
Рассказывая о своем творчестве, она замечает, что начала вновь работать после 15-летнего перерыва. А теперь словно вновь стремится наверстать период вынужденного простоя, проявляя при этом невероятное трудолюбие и раскрывая свой творческий потенциал, находя гармонию и радость в созидании.
"Я много путешествовала, обучалась и получала знания, это все копилось и собиралось, а потом все выплескивалось вот таком виде (показывает на картины). Бывает такой тематический голод, когда определяется штрих, когда сам не знаешь когда надо остановиться и не можешь остановиться и потом возродиться заново как птица феникс, как на этой картине – это был мой переломный момент . Это жизнь и новая семья, а потом ты понимаешь что не можешь без творчества", – объясняет Жамиля Такен.
В широкой амплитуде стилистических и технологических, калорических, жанровых средств порождает впечатляющие по своему разнообразию работы. Это может быть и эмоциональные абстрактные композиции с мощной концентрацией энергии и чувствительного выражения. И, конечно же, философские размышления о жизни и судьбе Казахстана в историческом развитии.
"Когда пишешь, то думаешь о будущем, как будут жить наши дети в этой жизни, как, например, маленькая девочка, которая мечтает о продвижения своей страны и достижениях, о независимости своей страны", – отмечает Жамиля.
Самая активная жизненная позиция и неравнодушие к событиям дня сегодняшнего свидетелем и участником которых автор является и определяет специфику ее искусства.
Ее крупноформатные полотна объединяются по сюжетно-тематическому и колористическому принципу. Лейтмотивами становятся образы гнезда, перекати поля, степи, деревья, камни. И каков бы ни был образ в трактовке Жамили – он получает особое символическое толкование и философское прочтение. Это могут быть ажурные шары или растение "перекати-поле" – эти вечные странники, которые могут и способны преодолевать время и пространство.
В некоторых картинах есть очеловеченные камни, которые как безмолвные наблюдатели являются свидетелями прошлого, настоящего и, возможно, будущего.
Это гнездо – образ отчего дома, хрупкого и уязвимого, а также символ самого начала и продолжения жизни.
В бескрайние степи и безграничные неохватные пространства, где могут разворачиваться сюжеты от древней как мир истории, как в реальной, так и в вымышленной самой жизнью.
Рассказывая о работах художницы, было бы неправильно не рассказать о ней самой. Сама насыщенная биография Жамили Такен – раскрывает многогранность ее личности. Значительную часть жизни она посвятила себя преподавательской деятельности. Сегодня Жамиля является руководителем женской художественной Ассоциации "Тан Шолпан", с недавнего времени получившей статус международной. Недавно художница участвовала в Российском форуме искусств и была отмечена высокой наградой. К удивлению самого автора, ее назвали художником концептуального толка.
Диана Кенесова
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!