Как выживают художественные галереи в условиях непонимания

Cronos.asia выяснил, что жители Алматы практически ничего не знают о работе художественных галерей

glavnaya Cronos Asia

Фото: cronos.asia

С ходу назвать 5 наиболее известных галерей современного искусства или популярных арт-центров способны разве что специалисты. Рядовые граждане даже понятия не имеют о происходящих там событиях. Зато точно знают местонахождение практически всех торгово-развлекательных центров – подробнее на cronos.asia.

Только факт – из 25 опрошенных людей на пешеходной улице Панфилова в Алматы лишь 4 человека смогли назвать больше одного центра искусств. Что уже хорошо, прохожие сразу же вспомнили Музей искусств имени Кастееева. Правда, тут же признались, что не очень хорошо помнят, когда были там в последний раз – может 5, а может и 10 лет назад.

Две девушки, возможно и студентки, несколько поднапрягшись, назвали арт-площадку в "Есентай Молле" и "что-то там в ЦУМе" (галерея A La Prima Максима Ведерникова – прим.).

Еще двое мужчин в возрасте около 40 лет сообщили, что пару раз посещали вернисажи в выставочном зале на Жамбыла-Желтоксан и приобретали картины в галерее "Тенгри-умай" Владимира Филатова. Это все. Другие опрашиваемые назвать "места, где художники собираются", так и не смогли.

Потому как некогда

Чаще всего отсутствие знаний о наличии в Алматы художественных галерей и центров искусства опрашиваемые люди объясняли незатейливым, но явно честным образом с различными вариациями:

- Это же не интересно
- Некогда за этим следить
- Ой, да кому это надо?!
- Так ведь никто ничего не сообщает…

Надо заметить, что информацию о проведении вернисажей или выставок ныне встретить довольно сложно. Узнать о том, что кто-то где-то выставляется, создал интересную инсталляцию или намерен перфоманс провести можно либо совершенно случайно, например, увидев притулившийся в уголке остановки общественного транспорта скромненький плакат. Либо сделав решительный шаг в сторону одной из групп любителей искусства, подписавшись на их обновления в социальных сетях. Почему выглядит именно так – сказать сложно. Опять же, просто факт.

Посетителей стало больше раз в 100

Впрочем, по мнению искусствоведа Валерии Ибраевой, по сравнению с тем, что было при Союзе, ныне ситуация с посещением организуемых ведущими галереями современного искусства Алматы мероприятий, выглядит несколько иначе.

"Если вспомнить советское время, то было так – открывается, например, выставка в музее. Музейщики звонят в Союз художников. Говорят, приходите – у нас выставка. Союз художников собирается, приезжает, хлопает на открытии. Потом открывается выставка в Союзе художников. Союз художников звонит в музей. Музейщики собираются, приезжают, хлопают на открытии вернисажа – все хорошо, – заметила в беседе с Cronos.Asia Валерия Ибраева, подчеркнув, что аудитория выставок и вернисажей существенно расширилась. – Конечно, большинство из посетителей это коллеги, но очень много стало около или близкой к художественным кругам молодежи. Очень много ребят из числа бизнесменов. Нельзя сказать, что все общество стало страшно культурным, но аудитория мероприятий организуемых в частности галереями современного искусства расширилось раз в 100".

Вместе с тем Валерия Ибраева заметила, что количества арт-пространств в крупнейшем городе Казахстана далеко не так много, как это кажется на первый взгляд. Можно на пальцах рук посчитать. И лишь некоторые из них действительно работают на поддержку современного казахстанского искусства. Соответственно, отмечая некоторую помощь казахстанским художникам со стороны государства, искусствовед считает, что наибольшую помощь отечественному искусству в настоящий момент оказывают частные галереи. Среди них "Артмекен", "Аспан", арт-пространство Дины Байтасовой, арт-центр Эдуарда Казаряна и первая в стране частная галерея Владимира Филатова - "Тенгри-умай".

Что непонятно, то не существует

В свою очередь Владимир Филатов, основавший галерею "Тенгри-умай" еще в 1992 году, настроен не столь оптимистично, как искусствовед Валерия Ибраева.

В разговоре с Cronos.Asia он с сожалением отметил, что немало из тех, кто громко называет себя художественными галереями, на самом деле являются лавочками по перепродаже картин.

"Они в действительности превращают искусство в товар. В то время как мы с начала 90-х годов делали все для нас возможное, чтобы освободить художников от столкновения с нередко жестоким для них рынком. Как-то не хотелось, чтобы художники следовали бестолковой конъюнктуре, а больше творили. Несмотря на то, что нам удалось открыть много новых имен в казахстанском искусстве, в целом общество и культура в нашей стране за последнее время сильно скатилось вниз по своему развитию. В итоге главным критерием стали требования из серии "что-нибудь подешевле и на подарок", – поделился свои мнением владелец галереи.

При этом отдавший почти 30 лет продвижению казахстанского искусства во всемирном художественном пространстве создатель первой в стране галереи современного искусства подчеркнул, что, как и три десятка лет назад, одной из главных проблем настоящего развития галерей в стране остается отсутствие подходящих для создания современных экспозиций помещений.

"К сожалению, и в начале 90-х, и тем более сейчас, обществу не до искусства. Оно его не понимает. А если не понимает, то это для большинства людей и не существует. Соответственно художники, а вместе с ними и галереи продолжают просто пытаться выжить", – подчеркнул Владимир Филатов.

О снижении активности художественных галерей в настоящий момент говорит и директор Государственного музея искусств имени Кастеева Гульмира Шалабаева.

"Нельзя сказать, что их деятельность совсем угасла. Нет. Но как раньше, когда мы в музее Кастеева устраивали "парад галерей", а их было свыше 10, старых галерей продвигающих традиционную живопись и графику стало почти не слышно. В то же время появились новые арт-центры и галереи, которые нацелены на помощь концептуальному искусству. Речь о всевозможных перфомансах, поисках новых материалов и форм. Они действительно несколько улучшили свою узнаваемость", - поделилась своим наблюдениями Гульмира Шалабаева.

Вместе с тем она признала, что такие направления в современном искусстве, как видео-арт и инсталляции пока еще понятны и интересны далеко не всем.

Кстати, мнения признанных в стране экспертов в области изобразительного искусства во многом и поясняют, отчего опрошенные на алматинской улице Панфилова люди толком не смогли вспомнить больше 2-3 художественных галерей. Хотя, три крупнейшие из них находятся… рядом с этой пешеходной улицей.

Большей части населения Алматы абсолютно все равно, чем живут художники и арт-центры. Более того, если они закроются, то мало кто это заметит. Как это уже случилось сразу с несколькими галереями, которые были открыты в середине 90-х годов, но так и не смогли пережить разрушительный для них период 2015 - 2020 годов.

IMG 1345 Cronos Asia
Фото: Малевич – это не значит картины

IMG 1352 Cronos Asia

Фото: Когда-то здесь проходили вернисажи

IMG 1356 Cronos Asia

IMG 1360 Cronos Asia

IMG 1369 Cronos Asia

Фото: Художники выживают как могут

IMG 1377 Cronos Asia
Фото: Если не знаете где, то не найдете



Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.

Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!


Свежие новости