В Казахстане практически не готовят продюсеров, поэтому все кино закупается в России

Сейчас в стране наблюдается очень большая диспропорция: у нас много режиссеров, актеров, в год снимается примерно по 50 картин. А продюсеров  - раз-два и обчелся.

ef1a9d29520063814520803108d76918 Cronos Asia

Гульнара Абикеева, казахстанский кинокритик. Фото: hommes.kz

Многие смутно представляют себе, что это за профессия такая - продюсер. И, пожалуй, самое частое заблуждение: "Продюсер? А, это тот, который дает деньги на раскрутку артистов?" Нет. Деньги дает инвестор или спонсор. Казахстанский киновед, кинокритик, доктор искусствоведения, обладательница Ордена искусств и литературы Гульнара Абикеева рассказала Cronos. Asia об особенностях и специфике этой профессии.

 - Гульнара Ойратовна, что собою представляет эта  специальность?  

- Эта профессия относительно новая и молодая для Казахстана, в советское время такого понятия не было. Специалиста, занимающегося производством фильмов, называли директором картины. Во ВГИКе, где получали кинообразование, был экономический факультет - там-то и готовили директоров картин, экономистов, которые составляли смету, бюджет, ведь тогда производство кино было плановым.

Продюсер - это не тот, у кого мешок денег,  это специалист, который хочет, чтобы родилось кино:  коммерческое, которое приносит деньги, или же артхаусное, которое дает славу, известность и приглашения на различные кинофестивали.

Продюсер - это человек, который занимается кинопроизводством и дает возможность людям реализовать свои таланты.

Одним из первых кинопродюсеров в поздние годы СССР был Максим Смагулов, который в конце 80-х начале 90-х открыл студию, тогда она называлась кооператив «Катарсис». Смагулов один из первых брал под картины кредиты в банках, он один из первых "запускал" режиссеров. К сожалению, к развалу СССР система кинопроката распалась, и кинопродюсеру-первопроходчику было сложно вернуть займы. Поэтому много картин остались незавершенными или ушли под залог в банки. Тем не менее,

риски и  предпринимательская жилка должны быть у настоящих продюсеров в крови.

Продюсер - это человек, который видит проект от начала до конца и отвечает за весь процесс. Он собирает креативную команду, находит финансирование, руководит производством на всех этапах - от препродакшн, продакшн, постпродакшн - и продвигает картину, чтобы либо вернуть деньги, которые он взял у инвестора, либо заработать на кинопрокате. То есть это прежде всего человек кинобизнеса.

- Есть ли у нас в Казахстане вузы, которые готовят продюсеров?

- У нас фактически не выпускают таких специалистов, есть только один факультет в КазНАИ им. Т.К. Жургенова, там небольшая группа - студентов десять. На мой взгляд, чтобы наше кино развивалось как кинобизнес, продюсеров должны готовить во всех экономических вузах. В Нархозе, в КИМЭПе, во всех вузах, где преподается экономика и МВА.

Потому что на самом деле кинопродюсер - это профессия, которая больше относится к бизнесу, чем к кино. Сейчас в стране наблюдается очень большая диспропорция: у нас много режиссеров, актеров, в год снимается примерно по 50 картин. А продюсеров  - раз-два и обчелся. Но должно быть наоборот: на одного режиссера - 10 продюсеров.

Казахстан практически не покупает фильмы на кинорынках. Все картины, которые зрители смотрят в кинотеатрах, закуплены у россиян.

Почему? Нет специалистов. Это должен быть целый класс дистрибьюторов, продюсеров, покупателей, сэйлз, байерс. Эти специалисты ездят на кинорынки, просматривают картины, а затем уже закупают. Это должны быть высокообразованные профессионалы со знанием, как минимум, английского языка.

- Чем Вас привлекло кино?

- Помню, когда я была еще школьницей, то с большим удовольствием смотрела наш первый советский сериал «Семнадцать мгновений весны», режиссером которого была Татьяна Михайловна Лиознова. И я тоже загорелась идеей пойти работать в кино.

Записалась на подготовительные курсы, которые проходили в киностудии "Казахфильм", нас обучала Екатерина Васильевна Рубанович. В то время на эти подготовительные курсы ходили Александр Баранов, Бахыт Килибаев, ребята, которые впоследствии стали известными режиссерами, сценаристами. Тогда они не знали, на кого пойти учиться, и тоже думали о режиссуре. Им посоветовали выбрать кинодраматургию, а мне - киноведение. Так я и сделала, поступив во ВГИК, и никогда не пожалела о выбранном пути. Мне очень нравится моя профессия и я очень счастлива, что работаю в кино. Я считаю, что мне очень повезло в жизни.

- Какими качествами характера должен обладать человек, который хочет стать продюсером? Что Вы посоветовали бы молодым специалистам?

- Первое - это умение видеть, вести за собой, быть руководителем большого процесса. Продюсер должен видеть проект в целом,  должен брать ответственность от начала до конца. Кино - это очень сложная работа, поэтому важно уметь прогнозировать (зачастую возникает очень много непредвиденных трат), нужно быть психологом, поскольку во главе угла стоит человеческий фактор, уметь договариваться, уговаривать, находить средства и так далее. Я, например, не смогла бы стать продюсером, потому что мне не хватает решительности взять на себя ответственность за весь процесс от и до.

Хороший продюсер обладает колоссальными знаниями в экономике, юриспруденции, творчестве, культуре, искусстве, он прекрасный администратор и бизнесмен. Не предела совершенствованию в этой профессии, нельзя стоять на одном месте, особенно в наше такое сверхскоростное время!

- Гульнара Ойратовна, спасибо большое за интересную беседу. Желаем Вам здоровья и творческих успехов!

 

Автор - Данель Баратова


Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!



Рекомендуем также прочитать

Почти неизвестный Степанов

Продолжая серию публикаций, посвященной гражданской авиации, редакция CA Cronos решила рассказать об известном художнике Алексее Матвеевиче Степанове.


Свежие новости