Почему "уят болады" сильнее инстинкта самосохранения
Как проводить усопшего в последний путь и не разориться.
Шами́ль Аляутди́нов. Фото с сайта: limon.kg
На фоне новой волны коронавируса обычаи и традиции мусульманских народов в Центральной Азии, в частности в Казахстане, идут в разрез с реалиями времени и даже заглушают элементарный инстинкт самосохранения. Подробнее на CA Cronos.
Казахстан во вторник переместился из зоны умеренного риска (желтая зона) по распространению COVID-19 в зону высокого (красная), сообщает межведомственная комиссия (МВК) по нераспространению COVID-19.
За прошедшие сутки в Казахстане выявлены 1663 заболевших с положительным ПЦР на коронавирусную инфекцию. В разрезе регионов лидируют Нур-Султан – 356 и город Алматы – 526.
На днях аким столицы Алтай Кульгинов призвал горожан соблюдать строгие санитарно-эпидемиологические требования и быть предельно осторожными.
«Столица уже 21-й день находится в красной зоне. В последние дни регистрируется до 400 случаев в сутки. Наблюдается рост заболеваемости среди детей и пенсионеров. Загруженность развернутых инфекционных коек достигла 65%», – написал он на своей странице в Instagram.
Однако ни печальная статистика, ни призывы властей игнорируются людьми. Но все же коронавирус ввел свои коррективы в жизнь людей. Очень сильно он отразился на таких устоявшихся ритуалах, как похороны и вот тут люди столкнулись с целым рядом противоречий. Речь идет об обычаях, ритуалах.
В связи с этим хотелось бы получить ответы на вопросы, волнующие нынешнее поколение казахстанцев, о том, как достойно проводить в последний путь родного человека, но так, чтобы это не стало тяжелым финансовым и моральным бременем.
Сегодня наш собеседник Шами́ль Аляутди́нов — российский религиозный деятель, имам-хатыб московской Мемориальной мечети, исламский учёный, богослов и проповедник, автор многочисленных книг по исламской тематике.
– Лето прошлого года для Казахстана было одним из самых тяжелых. На это время пришелся пик смертей от коронавирусной инфекции. У поколения казахстанцев в возрасте от 40 до 60 лет появилось немало вопросов, которые они задают в социальных сетях, и это волнует многих сегодня. Вот один из примеров. В августе прошлого года на похороны жительницы Актау Бибижамал Аблазимовой, матери бывшего главного полицейского Мангистауской области Махсутхана Аблазимова, пришли более 800 человек вопреки запрету на многолюдные мероприятия. У старшего поколения, которое, хотя и получило воспитание в советский период, время атеистов, очень сильно развито такое понятие, как "уят болады" (будет стыдно). То есть будет стыдно, если не придут на похороны, даже если есть прямая угроза их жизни и жизни их родных. Пресловутый "уят болады" сильнее инстинкта самосохранения. Как с этим можно бороться? Только ли штрафами, чтобы приучить людей соблюдать санитарные требования?
– Этот вопрос следует разбить на три подвопроса и обо всем по порядку.
Во-первых, в Исламе есть богословски обусловленная традиция. Важна многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным.
Пророк Мухаммад говорил: "Если над мусульманином (мусульманкой) совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, тогда Он [Творец всего сущего] засчитает их заступниками за него [сделает их прямой причиной для прощения ему грехов]".
Во-вторых, в то же время в Исламе четко присутствует понятие карантина. Приведу хадис. ‘Абдулла ибн ‘Аббас передал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб однажды отправился в Шам [с группой соратников]. В [поселении] Сарг их встретили представители пяти областей, Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах и его товарищи. Они сообщили ‘Умару о том, что в Шаме [стремительно распространяется эпидемия] чумы. Ибн ‘Аббас продолжает: " ‘Умар повелел мне привести первых из числа мухаджиров. Я позвал их, и он посоветовался с ними, проинформировав об эпидемии чумы в Шаме. Они разделились на два мнения. Одни сказали, что, мол, ты вышел с определенной целью, а потому, считаем, не стоит возвращаться не доведя до конца запланированное, другие сказали: "С тобою люди, среди которых есть также сподвижники пророка Мухаммада. Считаем, что не стоит подвергать их смертельной опасности". ‘Умар попросил их удалиться. Затем он сказал мне, продолжает Ибн ‘Аббас, привести ансаров. Я пригласил их, и он также посоветовался с ними. Они, как и мухаджиры, разделились на те же два мнения. ‘Умар, после того как выслушал, попросил их удалиться. Далее он велел мне пригласить старейшин племени Курайш, тех из них, кто уверовал до возвращения [пророка Мухаммада и его сподвижников] в Мекку. Я пригласил их. Мнение их было едино: "Мы считаем, что тебе вместе со всеми людьми следует вернуться обратно и не подвергать никого смертельной опасности".
После этих трех совещаний с уважаемыми и опытными людьми, Умар объявил людям, что наутро он и все остальные возвращаются обратно.
Вслед за этим пришел ‘Абдурахман ибн ‘Авф, отсутствовавший по каким-то своим делам. Он воскликнул: "Поистине, у меня есть знание по обсуждаемому вами вопросу. Я слышал, как пророк Мухаммад сказал: "Если вы услышите о чуме (о распространении заразной эпидемической болезни) на той или иной территории, то не идите туда. А если это произошло там, где вы находитесь, то не покидайте эту территорию".
Что касается "будет стыдно", то не стоит обращать внимания на то, что скажут другие. "Аллах (Бог, Господь) обладает большим правом на то, чтобы Его боялись".
Подводя итог, скажу, что главным является просвещение людей в вопросах мусульманского богословия, а это прямая обязанность имамов и муфтиев. Причем просвещать нужно обоснованно, используя современные средства донесения информации.
– 45-летняя жительница Казахстана Шаира Р. написала на своей страничке в Facebook, что недавно похоронила мать. Желающие прийти выразить соболезнование люди, чтобы якобы избежать массовости и не заразиться в день похорон, приходят на поминальный обед не на 7 или на 40 дней, а в другие дни. В результате поток желающих растягивается почти более чем на месяц, что утомляет и создает трудности для тех, кто потерял близкого человека. Как быть с работой, которую надо совмещать с проведением этих обычаев?
– Привязывать поминки к датам (7 или 40 дней) нет канонической необходимости, в Исламе этого нет. Это просто ваша традиция, которой можно следовать, а можно и не следовать. В условиях карантина, конечно же, ее лучше проигнорировать, не практиковать подобное.
Кроме того, в Сунне есть призыв к соседям и родственникам поучаствовать в облегчении страданий и забот, связанных с похоронами, помогая в приготовлении угощений и еды, а точнее — готовя и принося в дом покойного еду из своего дома.
Поминальные мероприятия не являются чем-то обязательным в Исламе. И если люди их практикуют, следуя при этом местным традициям, то делать это должны не в ущерб тем родным, чья жизнь продолжается. Когда человек уходит из этой жизни, есть несколько обязательств, которые мы должны выполнить для него – расплатиться с его долгами, омыть тело, завернуть в саван, совершить погребальную молитву и похоронить. Организовывать мероприятия с огромным количеством гостей и кормить их – такого в Исламе нет.
Абдулла ибн Джа‘фар передал: "Когда пришло извещение о смерти моего отца Джа‘фара, пророк Мухаммад, обратившись к своей семье, сказал: "Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Воистину, их постигло то, что в полной мере их заняло и не дает им возможности приготовить пищу даже для себя, им не до этого".
– Жительница Казахстана Сауле А. на своей странице в FB поднимает вопрос о том, что для проведения торжества или поминок люди берут кредиты и порой непомерные. "Нужно ли соблюдать эти обычаи в наше время?", – задает она вопрос.
– Здесь следует подчеркнуть запретность кредитов в Исламе. И конечно же, богоугодное дело тем более не совершается в кредит. У каждого свои физические, временные и финансовые возможности. Общение с родными и встреча с ними является богоугодным делом, но в Коране Господь миров четко говорит о том, что "на душу не возлагается больше того, что она в состоянии сделать (что выше ее сил и способностей)".
Ислам – это религия легкости и разумного подхода к имеющимся обстоятельствам. Если человек не в состоянии выполнить даже обязательное, то обязанность с него снимается. "Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей".
– Казахстанец, 58-летний Фархат А. задает такой вопрос: "После смерти отца 82-летняя мама часто заводит разговор о том, как надо похоронить ее. Она просит, чтобы ее тело не отдавали в морг, чтобы мы дождались всех ее родственников, которые живут очень далеко от столицы Казахстана, на границе с Россией, с Омской областью. Если ждать приезда родственников со всего Казахстана, то нужно, как минимум, два дня. Как быть в таком случае?
– Конечно же, вы не должны и не обязаны ждать приезда всех родственников. Прислушайтесь к пожеланиям мамы в пределах возможного. Ваша обязанность пред Богом – это расплатиться с долгами мамы, омыть тело, завернуть его в саван, совершить погребальную молитву и похоронить.
Также следует обратить внимание на следующий хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: "Старайтесь быстро похоронить покойного и не задерживайте процедуру предания тела земле! Если он был хорошим человеком, то это — благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это — зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч".
Автор: Кульпаш Конырова
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!