Ислам не привязан к культуре, принимает разнообразие как волю Бога
Автор: Др. Шуяд Али Кадри
Фото: kamalteatr.ru
Ислам не привязан к какой-либо одной культуре. В исламе нет единой монолитной культуры, которую мусульмане должны исповедовать. Разнообразие является волей Аллаха, так как Он создал разнообразных людей и культуры. Таким образом, мусульмане следуют тем культурам, в которых они живут, и тем людям, с которыми они общаются. Они арабы, персы, турки, азиаты, американцы, африканцы, европейцы, русские и индийцы.
Коран, источник исламского руководства, ясно объясняет, что мусульмане могут происходить из различных культур, упоминая, что Аллах создал всех людей от одного "мужчины и женщины", Адама и Евы, а затем "сделал [человечество] народами и племенами" [49:13]. Разнообразие — это то, что Аллах создал для нас, чтобы мы могли обогатить свои жизни.
Другим примером гармонии ислама с различными культурами является жизнь Пророка Мухаммеда. До того как он объявил себя посланником Аллаха, он работал на свою жену Хадиджу, сопровождая её торговые караваны в удаленные места. Он встречал людей самых разных слоев и профессий, но никогда не находил их или их культуры отвратительными. Исключение составляли только те поступки, которые ислам запрещает; от них он воздерживался. На самом деле, он рассказывал истории о христианах и иудеях и делился ими со своими собственными людьми. Он не только имел деловые отношения с ними, но и поддерживал с ними крепкую дружбу. Когда они приезжали в Мекку, они свободно следовали своей культуре.
Пророк учил своих последователей быть открытыми к чужим культурам, поскольку эффективное обогащение собственной культуры зависело от принятия "хороших и полезных вещей" из них. На самом деле, были случаи, когда богатство культурного разнообразия было активом для Пророка. Самый известный пример — его персидский спутник по имени Салман аль-Фариси.
Перед предстоящей битвой, к которой мусульмане должны были подготовиться, Салман предложил стратегию, использовавшуюся в его родной стране, которая заключалась в рытье рва вокруг города. Его персидская культура и наследие сыграли такую большую роль в этой военной кампании, что её называют "Битвой на ровах" или Газва-е-Хандак.
На ранних стадиях мусульманская культура основывалась на культурных практиках арабов, византийцев и персов. С расширением исламских империй, мусульманская культура также была под влиянием других культур, включая иранскую, кавказскую, тюркскую, индийскую, малайскую, сомалийскую, берберскую и индонезийскую культуры.
С завоеваниями мусульман и их поселением с народами далеких земель возникли литература, музыка, искусство, языки, кухни, одежда, спорт, войны, государственное управление, юриспруденция и религиозные практики, которые несли отпечаток исламских учений. Однако они не были разрушительными или неприязненными к местным культурам и обычаям. На самом деле, они представляли собой смесь местного и экзотического. И так возникли великие культуры, такие как персидская, турецкая и индийская, которые сохранили свои чистые формы до сих пор.
Но с течением времени и с наступлением современной эпохи, когда мусульмане потеряли свои империи, их культурная идентичность также оказалась под вопросом. Их начали определять по бородам, головным уборам, пищевым привычкам, ежедневным религиозным практикам и даже по особенностям одежды. Хотя, за исключением религиозных практик, все другие признаки, такие как бороды, одежда, диеты и т. д., общи для последователей всех других религий с минимальными отличиями.
Индийский ислам
Пример сочетания ислама с местной культурой в Индии наиболее выразителен. В Индии, казалось, душа ислама нашла приветливый дом. Несмотря на то что первоначально ислам привнесли в Индию торговцы и воины, его наиболее преданные последователи — мистики или суфии — сделали ислам доступным для простых людей. Их гибкие и целебные методы взаимодействия с местными жителями сделали ислам одной из индийских вероучений. Скоро ислам проявился в виде мечетей, поющих дервишей, почитаемых святынь, кваввали, стихов и сердец тех, кто ищет божественность в каждом уголке своей родины.
В Индии многонациональная социальная структура укрепляется через импровизации, корректировки, взаимное уважение и концептуализацию трансцендентной жизни, которая выходит за пределы религиозных и культурных стереотипов. Это стало возможным благодаря влиянию синкретических традиций, таких как суфизм, бхакти и другие мистические практики. Эти традиции сыграли значительную роль в содействии единству, мирному сосуществованию и стали неотъемлемой частью социо-религиозной жизни народа.
Мистицизм, который включает в себя поиск скрытого смысла и связь с Богом через глубокую молитву или размышления, особенно принят суфиями и бхактами в Индии. Эти движения возникли как инклюзивные реакции на эксклюзивные интерпретации и практики в индуизме и исламе, позволяя простым людям выражать свои внутренние чувства и активно участвовать в процессе любви к Божественному.
Индия имеет долгую историю синкретизма еще до прихода ислама и христианства. Разнообразный характер индуизма, с его различными сектами и божествами, требовал традиции синкретизма, чтобы предотвратить враждебность среди последователей. Появление буддизма и джайнизма еще больше усложнило религиозный ландшафт, сделав синкретизм необходимым для гармонии.
Результатом этого религиозного слияния является то, что мусульмане, индуисты, сикхи и христиане в Индии могут носить одну и ту же одежду, есть одинаковую пищу и иногда отмечать почти одинаковые праздники. Хотя такое культурное единство иногда подвергается нападкам со стороны радикалов и религиозных фанатиков, оно противостоит любой угрозе и продолжается без остановки. Даже люди, которые переходят в ислам из других религий, не принуждаются к отказу от своих исконных культурных традиций и строгому соблюдению предполагаемых мусульманских норм. Им лишь предлагается отказаться от некоторых "запрещенных" практик.
Ислам против Запада
Существует пять основных столпов ислама: ежедневные молитвы, уплата милостыни, пост в Рамадан, паломничество в Мекку и провозглашение Мухаммеда посланником единого Бога. Однако, если кто-то живет на Западе, воздержание от свинины может быть еще одним. На самом деле, руководство мусульманина на Западе могло бы выглядеть так: что он не делает — не ест свинину, не отмечает Рождество, не пьет алкоголь, не играет в азартные игры и не встречается. Как мусульмане реагируют на такую категоризацию? Ну, ни одна из упомянутых практик не требует строгого соблюдения, если человек не является мусульманином.
Мусульманин, который ходит в мечеть, постится и воздерживается от всего, что запрещает ислам, является таким же американцем и европейцем, как и христианин или еврей. Аналогично, мусульмане в странах с мусульманским большинством не ожидают и не заставляют немусульман отказываться от своей культуры и соответствовать исламским образом жизни.
Ислам так же Западен, как и Восток, Север или Юг. Он глобален по своей природе и полностью культурно-синергетичен.
**********************
Др. Шуяд Али Кадри является председателем Организации мусульманских студентов Индии с 2021 года, ранее он был национальным президентом этой организации с 2017 по 2021 год. Он является соучредителем Центра цифровой криминалистики, исследований и аналитики. Он также является заместителем директора Индо-исламского культурного центра и представителем Общества Улама-э-Ислам Индии.
Что почитать по теме на сайте:
МИД Ирана вызвал поверенного в делах Британии
Казахстан может стать лидером среди стран СНГ по развитию исламских финансов
Эрдоган нацелен создать сверхдержаву в форме исламского союза "Асрика"
В Исламском Эмирате предотвратил контрабанда 1500 исторических реликвий
Иран предложил исламским странам объединиться по принципу ЕС
Редакция портала не несет никакой ответственности за точку зрения автора, перед автором и/или третьими лицами, организациями за возможный ущерб, вызванный публикацией статьи
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!