Cronos Asia

О чем предупреждали Лев Мечников и Лев Гумилев

О чем предупреждали Лев Мечников и Лев Гумилев

В минувшую субботу, 11 мая, состоялся очередной семинар Школы молодых экспертов под руководством известного политолога Марата Шибутова. Участники семинара выступили с презентациями по научным трудам историков, этнографов и социологов дореволюционного и советского периода.

Сегодня мало кто читает эти научные труды, а между тем каждые текущие события, которые мы сейчас наблюдаем, берут основу в истории развития государств и обществ. К примеру, граждан Советского союза долго учили на основе марксистко-ленинской теории, в основе которой лежал принцип: "от каждого – по способностям, каждому по труду", характеризующий природу социализма и господствующие в нем общественные отношения. Нынче же можно сколько угодно спорить о теории марксизма и ленинизма, но эти теории писали люди, а значит, и они не были застрахованы от ошибок. В тот же период были и те, кто указывал на риски в этих теориях и на возможные негативные последствия, которые собственно и произошли.

Взять хотя бы теории Льва Мечникова, удивительной фигуры в русской исторической и социологической науках.

Теория социального прогресса Мечникова

Лев Мечников считал сутью прогресса укрепление социальной солидарности и переход от кооперации, которая основана на принуждении, к добровольному союзу. Русский социолог и географ утверждал, что социология сможет стать достоверной если найдет решение двух задач:

По утверждению социолога, истоками социального прогресса является стремление людей к солидарности, объединение человечества для достижения общей цели.

"Индивиды взаимодействуют между собой с помощью борьбы или сотрудничества. Когда сотрудничество преобладает, оно приобретает форму кооперации и становится социальной солидарностью", – отмечал ученый.

Он выделяет два типа социальной солидарности: принудительную и добровольную. При этом в своей теории социального прогресса Мечников допускал деления общества на классы, а классовую борьбу рассматривал как явление, которое неизбежно на ранних этапах развития человечества. В ходе развития классовое общество научится преодолевать социальные противоречия и будет двигаться от противостояния и борьбы к согласию, от угнетения личности к ее полному освобождению.

Географическая теория цивилизации Мечникова

Но с помощью теории социального прогресса Мечников не мог объяснить прогресс одних стран и отставание других. Поэтому он создал географическую теорию цивилизации. В данной теории он изучал не только воздействие "физико-географической среды" на социальные взаимодействия, но и рассматривал влияние общества на природу.

По мнению Мечникова, естественной среде свойственно изменяться под воздействием труда многих поколений людей, являющихся творцами культурных преобразований на земле. Люди используют для преобразования свои способности и технические достижения.

Теория пассионарности и основные концепции Льва Гумилева

Вы когда-нибудь задумывались над тем — почему некоторые люди совершают героические поступки, что ими движет, а другие – одержимы великими идеями? Гумилев объясняет это своей теорией пассионарности, которую он рассмотрел в своем труде "Этногенез и биосфера Земли". Здесь он анализирует этнические системы, их развитие и связь с природным ландшафтом. Этнические системы он выстраивает иерархически. Самой высокой из них является суперэтнос, самой низкой – консорции. Более низкие – входят в более высокие, а в суперэтнос входят все.

Гумилев считал, что на всплеск пассионарности людей влияет энергия Солнца или космических лучей. Эта энергия попадает в конкретное место на Земле, и этносы, живущий там, становятся пассионариями.

Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников.

На основе своей теории он выстаивает и путь взаимоотношения людей в Евразийском пространстве.

"Евразийский идеал просто и конструктивен: отношения между народами нужно строить не на войнах и распрях, а на мире и согласии. Поэтому Россия должна ориентироваться на достижениях синтетической культуры, формировавшейся среди многообразных народов Евразии: они – не враги и конкуренты, а союзники и опора будущего совместного прогресса", — напомнил мнение ученого участник семинара Ильяс Бактыгалиев, выступая с презентацией по трудам Гумилева.

Гидравлическая теория Виттфогеля

Взгляды Льва Мечникова развил в своей теории германо-американский социолог и синолог Карл Виттфогель, разработавший свою – гидравлическую теорию или ирригационного государства.

Ученые считал, что гидравлическое общество настолько подавлено государством, что в нем не может быть классовой борьбы, несмотря на наличие социального антагонизма. При этом общество, по Виттфогелю, — это не объект, а субъект в своем взаимодействии с природной средой.

Согласно концепции Виттфогеля, ирригационный способ земледелия является наиболее вероятным ответом доиндустриального общества на трудности ведения хозяйства в условиях засушливого климата. Связанная с этим способом хозяйства необходимость организованных коллективных работ приводит к развитию бюрократии и, как следствие, к усилению авторитаризма.

Так возникает восточная деспотия, или "гидравлическое государство" (hydraulic state) — особый вид общественного устройства, отличающийся крайним антигуманизмом и неспособностью к прогрессу (власть блокирует развитие).

По теории Виттфогеля, степень доступности воды является фактором, определяющим характер развития общества, но не единственным, необходимым для его выживания. Для успешного ведения земледельческого хозяйства необходимо совпадение нескольких условий: наличие культурных растений, пригодная почва, определенный климат, не препятствующий земледелию рельеф местности и ирригационные работы. Но ирригационные работы связаны не только с обеспечением достаточного количества воды, а также с защитой – сооружения дамб, дренажной системы. Все эти операции, по мнению Виттфогеля, требуют подчинения основной массы населения небольшому количеству функционеров.

"Эффективное управление этими работами требует создания организационной системы, включающей в себя либо все население страны, либо, по меньшей мере, его наиболее активную часть. В результате те, кто контролирует эту систему, обладают уникальными возможностями для достижения высшей политической власти", – считал немецкий ученый.

Интересна и жизнь самого ученого, о которой рассказал Марат Шибутов. Так, еще в 20-е годы прошлого столетия, будучи одним из видных мыслителей Коммунистической партии Германии, Виттфогель интересовался вопросами связи природной среды и общественного развития. Но с 1933 по 1934 годы он провел в концлагере, что впоследствии серьезно повлияло на его взгляды. После освобождения ученый эмигрировал в Великобританию, а затем в США. В 1930-е годы, когда Виттфогель занимался историей Китая, его уже интересовала теория азиатского способа производства. К слову, именно Марксом был введен термин – азиатский способ производства. Немецкий философ в своих трудах рассматривал азиатские общества в противовес европейским и особо выделял их уникальные отличия в сфере земельной собственности. Это интересовало и Виттфогеля, о чем свидетельствует его статья "Die Theorie der orientalischen Gesellschaft" (1938). В ней Виттфогель развивал положения Маркса об особой общественно-экономической формации, основанной на ирригационном земледелии. Однако к концу Второй мировой войны Виттфогель стал убежденным антикоммунистом.

"В 1939 году, под влиянием известий о сталинских репрессиях, лагерях и о советско-германском пакте, Виттфогель переходит на антикоммунистические позиции", – рассказал Марат Шибутов.

Он напомнил, что после "Большого сталинского террора" многие сторонники левых убеждений переходили на "другую сторону баррикад".

В 60-70 годы прошлого столетия Виттфогель продолжал развивать свою теорию гидравлического общества. К тому времени на Западе его антисоветизм уже не вызывал отторжения, но работы ученого вызывали интерес к сравнительно-историческим исследованиям.

Карл Виттфогель в своей книге "Восточный деспотизм" пишет о том, что государство гораздо сильнее, чем общество, а религиозные авторитеты на Востоке не ограничивают всесилие государства, а напротив подчинены ему. В главе "Тотальный террор – тотальное подчинение – тотальное одиночество", анализируя механизмы деспотической тирании "людей государства" над подданными, ученый пишет, что для достижения целей государственному управлению присущ управленческий террор, который в фискальных и правовых процессах привел к тому, что гидравлический деспотизм называют "правительством с хлыстом".

В заключение стоит отметить, что учения Мечникова, Гумилева и Виттфогеля поднимают вопросы соотношения национального и общечеловеческого развития, а также являются альтернативным взглядом на целый ряд актуальных для государства и общества проблем, предвидений и предостережений. Эти труды дают человеку возможность переосмыслить знакомую ему историю пути развития цивилизации и государства, в котором мы живем, и посмотреть на происходящие события под другим углом. А заодно понять, что матрица в "Матрице" может развиваться совсем иначе, а не так, как ей было предписано.


Материалы к теме:

Как развивался институт президентства в Казахстане

Что такое политическая модернизация и есть ли она в Казахстане?

Особенности внутренней иерархии казахстанского парламента

Exit mobile version