В своей книге "Лаборатория империи: Россия/СССР, 1860-1940" французский историк Жюльет Кадио рассказывает об изменениях в отечественном "нациоведении" после 1917 года, которые выражали не только устремления новой власти, но и бурное развитие федерализма и национальных культур на местах, а также наследие прежних академических и административных традиций. Об этом на семинаре Школы молодых экспертов Марата Шибутова, рассказала Елена Дмитриева. А мы продолжаем рассказывать об этом в рубрике "Субботние чтения".
В целом можно отметить, что история возникновения народностей имеет множество ляпов со стороны находящихся во власти и действующих в те времена персон, организационных структур и ведомств. Также вызывает сомнение и объективность историка Жюльет Кадио. Но в любом случае, это весьма интересное чтиво.
Итак, в конце XIX века понятия национальности и идентичности были еще нестабильными – население многих регионов определяли себя по конфессиональному, локальному или сословному признаку.
Интерес к подсчету населения начался еще с 1718 года и системы ревизий – периодических переписей населения. Суммарно к этому времени было проведено 10 общих ревизий (женщины были включены только в четвертую). У ревизий было 2 функции – налоговая (собирать информацию о податном населении) и правовая (фиксировать правовую принадлежность к определенному сословию).
До 1850 года регистрация велась религиозными институтами (священниками, пасторами, раввинами и муллами), которые были обязаны передавать в царскую администрацию информацию о количестве рождений, браков и смертей. С 1850 года национальности регистрировала полиция при постановке на воинский учет. Появились первые этнографические исследования Кеппена и Риттиха (ИРГО), выросло количество географических исследований.
В 1858 был создан центральный статистический аппарат, способный провести всеобщую перепись. Для определения национальности российские статистики предлагали использовать родной язык, как и немецкие – в то время как австро-венгерские и французские статистики приравнивали национальность к совокупности факторов как общее происхождение, исторический путь, зона проживания, культурное развитие. Концепция национальности, расы, этнической группы и даже нации разрабатывались в условиях чрезвычайной политизации этих вопросов: к примеру, во Франции протестовали против включения вопроса о языке в перепись, поскольку это выделило бы немецкоязычное население Эльзаса и Лотарингии, на которую претендовали прусские националисты.
Перепись 1897 года
Первая и единственная в истории дореволюционной России всеобщая перепись состоялась в 1897 году на всей территории Российской империи (за исключением Великого княжества Финляндского): переписной лист должен был заполнить даже император, что подразумевало горизонтальное видение общества. Для властей перепись решала потребности администрации в области прогнозирования. Националистическими движениями перепись была использована как способ продемонстрировать удельный вес их народов в империи. Из-за отсутствия информационной кампании перепись была воспринята как знак укрепления власти авторитарного централизованного государства и вызвала серию бунтов: люди боялись, что их насильно обратят в православие, восстановят крепостное право, увеличат налоги или принудительно переселят.
Счетчикам также пришлось подстраиваться под особенности отдельных территорий: где-то не задавали вопросов женщинам, где-то опрашивали только представителей элит, где-то можно было отвечать не на все вопросы. Переписные листы включали 15 вопросов: об имени, семейном положении, поле, возрасте, месте рождения, сословной принадлежности, вероисповедании, занятиях, физических недугах, грамотности, месте обучения, а также языке, на основе которого планировалось определить этнос. Отвечая на вопрос о языке, опрашиваемые могли называть свою деревню, вероисповедание, или сословие (в последнем случае для отличия от инородцев). Счетчики после анализа могли исправить ответы опрашиваемого, самостоятельно определяя этническую идентичность.
Правовые категории и национальности в последние годы Империи (1905-1914)
В этот период национальность начала превращаться в социально-политическую категорию (в то время как "народность" имела этнические коннотации), а также начался переход от иерархической вертикальной системы сословий, опирающейся на неравенство статусов, к горизонтальной этнической классификации населения. Система включала следующие сословия: дворяне, духовенство, мещане, крестьяне, отдельным сословием были инородцы – единственным, определенным на основе этнических критериев.
Государственная дума 1-го созыва ставила вопрос об отмене сословной системы, однако она была отменена в ноябре 1917. При подготовке второй переписи 1915 года были внесены предложения регистрировать не только язык, но и национальность, а также образование и занятия. В проекте этой же переписи была предоставлена возможность заявить о неверии, всего же количество вопросов превысило 20. Однако перепись не состоялась из-за Первой мировой войны. В этот же период дискриминационные меры царского правительства (на примере мер против евреев) начали переориентироваться с религии на национальности, а Госдума 2-го созыва была распущена Николаем II по причине чрезмерного присутствия представителей нерусских народов, не достигших "достаточного развития гражданственности"
Наука о народностях (1905-1917)
В эти годы происходит развитие этнографии как научной дисциплины, открытие этнографических музеев во всех университетских городах империи. Учеными был начат масштабный проект картографирования территории империи на основе "этнических групп". В составе ИРГО была создана Комиссия по изучению племенного состава населения (КИПС). В это же время прошла волна предложений пересмотра границ на основе этнического принципа (Украина, Литва).
Этнограф Л. Штернберг предложил классификацию народов согласно их способности к "национальному порыву" и потенциалу развития в качестве "национального коллектива" на основе общих языковых, экономических, правовых и территориальных критериев. В тот же период активно развивалась дискуссия о статусе украинского языка – язык это или диалект, где Академия наук и Министерство народного просвещения заняли противоположные позиции. В период Первой мировой войны национальность стала показателем патриотизма.
Россия, как и другие воюющие страны, прибегала к депортации "неприятельских подданных": выходцев из стран, находившихся в состоянии войны с государствами Антанты (Россия, Великобритания, Франция). Однако сюда же относили российских подданных "вражеской" национальности – евреев, немцев, финнов, даже живших в России столетиями. Обратное направление – панславянизм, "расовая солидарность" славянских народов: депортация не затронула чехов, поляков, русинов, сербов. В 1917, при Временном правительстве национальность была признана важнейшим параметром идентичности и заняла четвертое место в переписном бланке.
Расцвет национальных самосознаний (1917-1929)
Большевики порывали с русификаторским прошлым царской России и выдвигали идею освобождения народов всего мира. Топографическое сталинское понимание национальности видело решение национального вопроса через созданий областных автономий, которые управляют собой самостоятельно, с опорой на собственные элиты и национальный язык. Областные автономии в свою очередь были выгодны оптимальным использованием природных богатств регионов (и как итог границы стали результатом серии компромиссов между партийным руководством различных республик).
Результатом этой политики стало создание в декабре 1922 Союза Советских Социалистических Республик, где национальные территории имели представителей на центральном уровне и были наделены рядом прерогатив. Советская политика в области национальностей заключалась в развитии национальных языков, элит, культур и территорий под контролем Центра. Национальные языки признавались в качестве языков обучения и администрации. Кадровая политика "коренизации" / "национализации", заключалась в назначении "местных" кадров на руководящие посты. Однако национальная политика была непопулярна внутри Компартии, изначально состоявшей в основном из русских и славян. С 1920 года в актах гражданского состояния должна была фигурировать национальность ребенка (по матери).
Однако и в 1926 году при подготовке переписи этнографы отмечали, что население вместо национального отождествляет себя с территорией, родом, племенем, языком или религией. И вот что интересно, во время разделения Средней Азии киргизы (казахи) часто называли себя узбеками, надеясь так сохранить свои земли.
Затем на территории Туркестана, Хорезмской и Бухарской республики на момент прихода к власти коммунистов, не знавших деления по национальному признаку, были постепенно образованы Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская и Киргизская Советские Социалистические Республики, а также Каракалпакская автономная область.
По мнению Эрна Хаугена, национально-территориальное размежевание в Средней Азии стало результатом компромиссов, за которыми стояли различные мотивации – от просьбы того или иного племени о присоединении к определенной национальной единице в силу генеалогического, языкового или культурного родства до соображений, связанных с контролем над ирригационной системой или необходимостью получить в свое распоряжение городской населенный пункт. Такие критерии как оседлось, язык, вероисповедание, происхождение, смешивались с задачами административной рационализации и обустройства территории, которые в идеале должны были позволить новым национальным единицам стать ресурсно и экономическим автономными.
В поисках советских народностей
Первая перепись СССР состоялась в 1926 году: перед ней стояла задача продемонстрировать интеграцию советской территории с устоявшимися внешними и стабильными внутренними границами и сконструировать таким образом новую советскую нацию.
Переписной лист содержал около 20 вопросов, среди которых на четвертом месте, после имени, пола и возраста, стоял вопрос о народности. При этом часто граждане называли удобную, а не по убеждениям, национальность: чтобы их не выселили (украинцы записывались поляками в Житомирской области) или не отобрали землю (курды записывались туркменами в Туркменистане, а мегрелы грузинами в Закавказье).
Искажать статистику могли и национальные руководители, заинтересованные в репрезентации своей территории в качестве однородной национальной единицы. Используя разнообразные критерии для определения народности (происхождение, самосознание, язык, образ жизни) этнографы выработали список из 196 народов.
Внесение в перечень гарантировало и легитимизировало существование этнической группы. Так, этноним "казах" (в написании "казак") был признан в 1925 году с созданием Казакской АССР (с августа 1920 по июнь 1925 существовавшей под названием Автономной Киргизской ССР) и закреплен в 1936 созданием Казахской ССР – до этого периода в русском языке казахи именовались киргизами или киргиз-кайсаками, с чем боролось казахское и киргизское руководство.
Переписи в период "советизации" этнографии
В перечень, составленный для переписи 1937 годов, вошли 106 национальностей (11 лет назад их было 196), однако в рубрике "прочие" значилось еще 43. По данным переписи, по сравнению с 1926 годом произошло сокращение численности 12 народов СССР, в том числе украинцев (на 4,7 млн.), казахов (более 1 миллиона).
Публикация цифр поставила под сомнение экономическую и национальную политику режима. Как следствие – верхушка аппарата статистики подверглась репрессиям и расстрелам, организация переписи была признана "неудовлетворительной", а ее результаты – "дефектными".
В 1939 году повторная перепись привела к выработке новой классификации национальностей, в которой отразилось появление иерархий национального в СССР. При этом классификация должна была соответствовать положению доклада Сталина о проекте Конституции 1936 года, согласно которому в СССР жили "около 60 наций, национальных групп и народностей".
Список был разработан Институтом этнографии АН СССР: статус нации имели народы, составлявшие большинство в союзных и автономных республиках; народности – народы, населявшие автономные области и национальные округа, а также некоторые, жившие компактно и имевшие собственную письменность; национальные группы образовывали те народы, которые сегодня называют диаспорой; к "этнографической группе" были отнесены оставшиеся национальности, большинство среди которых составляли «остатки различных племен».
С 1939 возобновились преследования и депортации населения по национальному признаку: немцев (1,4 млн, с ликвидацией национальной автономии), карачаевцев, чеченцев, калмыков, ингушей, балкар, крымских татар.
Заключение
● Институционализация национальных сообществ и репрессии против меньшинств стоят в центре и русского, и советского исторического опыта.
● Научные теории и ученые внесли вклад в функционирование авторитарных режимов.
● В посткоммунистический период национальность остается важной категорией и по-прежнему связана с идеей защиты прав национальных меньшинств.
● С исчезновением СССР формирование государства-нации, но с доминированием русских, стало восприниматься как ключ к предстоящей модернизации
Материалы к теме:
Субботние чтения: О чем предупреждали Лев Мечников и Лев Гумилев
Попытка создания нового союзного договора и независимость Казахстана