Тайна портрета летчика Михайлова

Или почему знаменитый казахстанский портретист запечатлел образ пилота Ил-18.

Тайна портрета летчика Михайлова

Портрет летчика В.Н. Михайлова идущего на фоне турбовинтового авиалайнера Ил-18 был написан в 1966 году. Автор полотна – народный художник Казахской ССР Леонид Леонтьев. И это самая большая загадка. CA Cronos решил выяснить: Чем вдруг один из многочисленных командиров воздушных судов привлек внимание знаменитого художника?

С чего началось расследование

В мире искусств Казахстана имя Леонида Леонтьева известно достаточно хорошо. С отличием окончив Институт пролетарских изобразительных искусств (ныне Институт им. Репина) в Ленинграде в студиях Евгения Лансере, Алексея Карева и Бориса Иогансона, в 1939 году по распределению уехал в Казахстан. Мало кто мог предположить, что именно Алма-Ата станет для уроженца холодного Петербурга тем самым городом, с которым он свяжет всю свою жизнь. Ведь будучи великолепным рисовальщиком, Леонид Леонтьев мог легко стать востребованным и в своём родном городе, и в Москве, и в любом другом городе бывшего Советского Союза.

Вполне естественно, что очень скоро Леонтьев стал заметным лицом в мире художников Казахстана. По приезду 26-летнего Леонида Павловича сразу же приглашают на работу в созданное в 1938 году Алма-атинское художественное училище, где он преподает живопись и рисунок на протяжении 20 лет – с 1939 по 1959 год. Среди его учеников ставшие в последующем знаменитыми художниками: Айша Галимбаева, Гульфайрус Исмаилова, Сабур Мамбеев, Сахи Романов, Виленина Кузнецова и многие другие. С 1940-го по 1946 годы Леонид Леонтьев совмещал преподавательскую деятельность с постом начальника Изотдела Управления по делам искусств Совнаркома Казахской ССР. С началом Великой Отечественной войны ему отказывают в призыве на фронт, в связи с созданием в Алма-Ате Центральной объединенной киностудии художественных фильмов (ЦОКС), которой Леонид Леонтьев должен был помогать в организации съемок.

В 40-е годы прошлого века раскрылся талант Леонтьева и как портретиста. В частности, он стал первым, кто в 1946 году запечатлел на холсте образ последнего художника-авангардиста Серебряного века русской живописи Сергея Калмыкова. Поступок для того времени достаточно смелый.  Ведь Советская власть авангардизм в живописи считала вредным буржуазным течением и старалась стереть из памяти имена ранее работавших в этом направлении художников. Но Леонид Леонтьев был как раз таким художником, который мог себе позволить подобную «шалость». Есть информация, что в период нахождения ЦОКС в Алма-Ате, он написал портреты сразу нескольких знаковых лиц того периода, которым благоволил сам Иосиф Сталин. Среди них кинорежиссеры Иван Пырьев и Сергей Эйзенштейн, актеры Николай Крючков, Петр Алейников, Вера Марецкая, Любовь Орлова. В настоящий момент местонахождение этих работ Леонида Павловича Леонтьева неизвестно. Велика вероятность, что они в частных коллекциях.

Тайна портрета летчика Михайлова

Леонид Леонтьев. Портрет художника Калмыкова. 1946 год (из архивов Музея им. Кастеева)

К 60-м годам Леонид Леонтьев зарекомендовал себя, как маститый художник. Он выработал свой собственный, легко узнаваемый стиль живописи. Работая в стиле социалистического реализма, в его работах, посвященных повседневной жизни людей, вместе с тем были видны отголоски советского авангарда 20-х годов. Здесь и сложное сочетание контрастных цветовых решений, и условность форм с одновременной детализацией выделяемых особо важных образов. В 1959 году Леонида Леонтьева за вклад в развитие казахстанского искусства награждают орденом Трудового Красного Знамени, а в 1961 году присваивают звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.

Этот адресный портрет

Но Леонтьев не устает удивлять. В 1966 году он пишет полотно на по-прежнему не популярную среди художников Казахстана тему – гражданская авиация. Работа называется: "Портрет летчика В.Н. Михайлова". Впрочем, в классическом понимании это не совсем портрет.  Скорее жанровая работа, поскольку главный герой изображается в профиль на фоне легко узнаваемого турбовинтового авиалайнера Ил-18 в ливрее еще первого образца. Так адресные портреты ранее точно никто не писал!

Очень скоро работа была приобретена Алма-атинской картинной галереей им. Тараса Шевченко (ныне музей имени Кастеева). Вот только в основную экспозицию она так и не попала. Во времена Советского Союза Леонтьев обычно был представлен такими работами, как "В правлении колхоза", "Чабаны" или "Колхозный базар". С приобретением же Казахстаном Независимости актуальнее стали его портреты кинорежиссера Султана Ходжикова или скульптора Еркена Мергенова. По этой причине не нашлось места для портрета летчика Михайлова ни на юбилейной (в честь 60-летия) выставке Леонтьева в 1975 году, ни на вернисаже в честь его 100-летия в 2013 году.

Тайна портрета летчика Михайлова

Леонид Леонтьев. Колхозный базар. 1940 год (из архивов Музея им. Кастеева)

К началу 1990-х годов портрет фактически получил "прописку" в запасниках Музея им. Кастеева. Что отразилось и на присущей каждому художественному полотну легенде. Выяснилось, что информация о том, почему получивший в 1971 году звание Народного художника Казахстана Леонид Леонтьев обратился в своем творчестве к образу пилота гражданской авиации, полностью отсутствует.

Кто такой летчик Михайлов

Никто из искусствоведов уже не знал, кто такой вообще этот самый В.Н. Михайлов. Не удивительно, что ничего не изменилось и с началом информационной эры. Никто так и не опубликовал эту работу кисти Леонтьева, в число забытых героев попал и летчик В.Н. Михайлов.

Тем не менее, команде Cronos Art спустя 54 года удалось узнать и обстоятельства появления портрета пилота гражданской авиации, и восстановить имя командира авиалайнера Ил-18.

Как часто водится в таких историях, на помощь пришла случайность. Прогуливаясь по площади имени Абая в Алматы, довелось познакомиться с уже находящимся на пенсии бывшим командиром воздушного судна Александром Марченко.

В ходе беседы с ним выяснилось, что до 2004 года, когда он впервые стал капитаном воздушного судна (КВС), он работал в авиатехническом отряде, куда пришел еще в 1974 году. Там он впервые и услышал о Михайлове, который к тому времени в Алма-атинском объединенном авиаотряде уже не работал.

"Много лет прошло с тех пор. Всех деталей и не вспомнить. Но о Михайлове иногда говорили. Что-то про его выставку картин рассказывали в Доме культуры авиаторов. Про то, каким руководителем он был. А знаете, я думаю, что больше меня о Михайлове может знать Баян Сеилова. Она в Объединенный авиаотряд немного раньше меня пришла. Позже руководила службой бортпроводников. С самим Димаш Ахмедовичем Кунаевым летала", – заметил Александр Леонидович Марченко, подчеркнув, что если Баян Рашидовна не вспомнит, но подключится к поиску, то результат будет наверняка.

Опытный пилот, который был за штурвалом особых бортов с известными в Казахстане политическими деятелями, оказался прав. Услышав, что речь идет о поиске информации о пилоте гражданской авиации, Баян Сеилова ничего в долгий ящик откладывать не стала. Уже через пару часов после нашей первой беседы, она сообщила, что нашла сразу несколько человек, которые не только помнили, но и 55 лет назад работали с Виктором Николаевичем Михайловым, а именно так, оказывается, и звали героя портрета кисти Леонтьева.

Тайна портрета летчика Михайлова

Из архивов Б. Сеиловой.
Слева направо: Командир ВС Ту-154  Марат Акимбаев ,
Руководитель отряда бортпроводников Баян Сеилова,
Командир
объединённого Алма-Атинского авиаотряда Дмитрий Душимов

Неправильный экипаж

Благодаря содействию Баян Сеиловой, вскоре удалось наладить контакт с одним из них – Евгением Яновичем Миловановым, который, будучи уже опытным пилотом, пришел в Алма-атинский объединенный авиаотряд именно в тот период, когда Михайлов был там первым руководителем. Вот только общаться с Виктором Михайловым Евгению Милованову довелось лишь один раз при достаточно интересных обстоятельствах.

Тайна портрета летчика Михайлова

Из архивов Е. Милованова:
Командир ВС Ил-18 Евгений Милованов (справа в первом ряду) и его экипаж

"Мне тогда молодому командиру экипажа Ил-18 было чуть больше 30 лет. И знаете, что? Я не был членом партии, хотя это было обязательным требованием для всех командиров воздушных судов. Тем более, для таких больших лайнеров, как Ил-18. В нашем экипаже было 5 человек, и все об этом знали. Но молчали. И тут вдруг меня вызывают в партком авиаотряда и объявляют об отстранении от полетов. У меня был шок. Оказалось, что им от завершающего кандидатский срок для вступления в ряды компартии радиста из моего экипажа стало известно о моей беспартийности. Все шло к тому, что я больше не буду летать. Если бы в мою историю не вмешался Виктор Николаевич", - поделился с Cronos Art своими воспоминаниями Евгений Милованов.

По его словам, Михайлов, собрал в парткоме весь "неправильный экипаж" и со словами, что не готов разбрасываться квалифицированными кадрами, фактически заставил партийное руководство авиаотряда восстановить всех на работе. Правда, сделал он это достаточно неординарно.

"Михайлов и партком пришли к соломонову решению - экипаж полностью расформировать, да так, чтобы мы никогда более друг с другом не пересекались. Мне дали другой экипаж. Второго пилота, штурмана и бортмеханика отправили в другие города, а радисту, которого так и не приняли в партию, предложили самостоятельно поискать себе свободный экипаж", – рассказал свою историю Милованов, добавив, что до сих пор помнит, с какой тревогой шел на то памятное заседание парткома.

Тайна раскрыта

Впрочем, на личных воспоминаниях Евгений Милованов не остановился. Взяв инициативу на себя, заслуженный пилот гражданской авиации Казахстана обзвонил нескольких уже давно вышедших на пенсию своих коллег, и все же нашел официальную биографию Виктора Михайлова. Из нее следует, что герой необычного полотна Леонида Леонтьева руководил Алма-атинским объединенным авиаотрядом на протяжении 10 лет, при этом сам прошел путь от пилота По-2 до командира летного отряда авиалайнеров Ил-18, подготовив для него в общей сложности 30 экипажей. В 1966 году за образцовое соблюдение летных правил, обеспечение безопасности полетов, освоение новой техники и успешное выполнение планов пятилетки Виктор Николаевич Михайлов был награжден высшей наградой Советского Союза - Орденом Ленина.

Безусловно, вручение Ордена Ленина в 60-е годы прошлого столетия было весомым основанием для создания портрета известным художником. Во всяком случае, Союз художников Казахстана, как и аналогичные творческие объединения других республик СССР, от которых тогда зависело материальное благополучие живописцев уровня Леонтьева, возражать по этому поводу сильно не стал бы, но в то же время и не одобрил. Почти наверняка потрет Михайлова остался бы в мастерской художника.

Однако полотно практически сразу стало собственностью Центральной картинной галереи им Шевченко. Это значит, что полученный Михайловым Орден Ленина имел особую важность. Тем более что в 1965 и 1966 годах в алма-атинском объединенном авиаотряде были зафиксированы два очень серьезных авиационных происшествия, за которые уж точно не награждают.

"Скорее всего Орден Ленина Виктору Николаевичу Михайлову был вручен за выполнение какого-то очень важного дела всесоюзного масштаба, о чем публично никогда не говорят", – поделился своей точкой зрения с Cronos Art заслуженный пилот Казахстана Евгений Милованов, заметив, что как выглядел Михайлов ныне можно судить только по портрету замечательного художника Леонида Леонтьева.


Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.

Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!


Мы в Телеграм

Свежие новости