Появится ли в Центральной Азии свой "Талибан"?
Идеология талибов может стать привлекательной в странах региона
Фото: kontinentusa.com
Недавно афганский "Талибан" внес в список запрещенной литературы книгу "Китаб ат-Таухид" ("Книгу единобожия"). Этот труд Мухаммада ибн Абд аль- Ваххаба — основоположника ваххабизма, считается основным для салафитов. Указали талибы и причину запрета: "противоречие национальным интересам".
Все это снова породило вопрос: кто такие талибы вообще? Тем более, что они уже четвертый год как стали государственной властью в Афганистане — Исламским Эмиратом Афганистан. Поэтому соседям придется с талибами как-то устанавливать контакты. Продолжение афганской и талибской темы — в материале Cronos.Аsia.
Джихад, да не тот
Мифы о "Талибане" — это прямое следствие того, что много лет толком никто не мог определить, к какому течению ислама их отнести. Некоторые источники причисляли талибов к салафитам из ИГИЛ* (здесь и далее звездочками помечены все запрещенные организации) и "Аль-Каиды"*, но это заблуждение опроверг сам "Талибан" — запретом "Китаб ат-Таухида".
На самом же деле талибы исповедует ислам того же мазахаба, что и мусульмане в Центральной Азии — ханафитского. В бывшем СССР ханафитский мазхаб исповедуют татары, башкиры, а также все народы Северного Кавказа, кроме чеченцев, ингушей, а также дагестанцев (за исключением ногайцев и части кумыков). Но ханафитский ислам имеет свои ответвления. К одному из них — деобандизму — и относятся талибы.
Сам деобандизм зародился в 1867 году в медресе "Дар уль-Улюм Деобанд" в городе Девабанд тогдашней Британской Индии. Историки ислама называют деобандизм ответом на британскую колонизацию Индии. Изначально деобандизм от всех остальных приверженцев ханафизма отличали пуританство и нетерпимость к другим течениям ислама. Уже через 100 лет в мире насчитывалось 8 тыс. деобандийских медресе. Из них наиболее известными были "Дар уль-Улюм Хаккания" и "Дар уль-Улюм Исламия" в Пакистане. Именно учащиеся этих медресе в 1994 году составили костяк движения "Талибан" ("талиб" в переводе с пушту означает "учащийся").
Как и все ханафиты, деобандийцы считают салафитов еретиками. Те относятся к деобандийцам точно так же. Вообще все противоречия между деобандийцами и салафитами появились еще в 1979 году, когда в Афганистан вошли советские войска — по просьбе (21 по счету) тогдашнего афганского правительства. Решил эти противоречия "Талибан" только в 2021 году: взяв власть в Афганистане и запретив салафизм вообще. Есть даже видеоролики, где афганские салафиты отказываются от своих убеждений.
Бег с препятствиями
Так же ошибочно думать, будто талибы пользуются поддержкой всего афганского населения. В Афганистане живут 16 народов, самые многочисленные из которых — пуштуны, таджики, хазарейцы и узбеки. Порядки, которые завели талибы в Афганистане, нравятся далеко не всем. В конце 2022 года появились сведения о том, будто против талибов действуют не менее 14 группировок, самые известные из которых — "Фронт национального сопротивления Афганистана", "Фронт свободы Афганистана", "Высший совет сопротивления" и "Восстание свободы". Сейчас они малочисленны, но нет гарантии, что не объединятся потом...
И самое главное: "Талибан", в отличие от салафитских группировок, никогда не призывал мусульман к глобальному "джихаду". Взяв в Афганистане власть в 2021 году, дальше своей страны талибы не пошли — им это было не нужно. Тем самым, они показали соседям, что поменять светскую власть на религиозную можно и не переходя из ханафизма в салафизм.
А это уже, в свою очередь, чревато тем, что в какой-либо из стран Центральной Азии может появиться свой доморощенный "Талибан". Который не будет претендовать на экспансию к соседям, но зато может создать много проблем светскому режиму в своей стране. Разумеется, называться они будут по-другому. Но логика у них будет простой: "Если у талибов получилось, чем мы хуже?" И как всегда никто тогда не спросит: а что, собственно, у талибов получилось?
А не получилось у "Талибана" пока что ничего, хотя со стороны кажется обратное. Дело в том, что Афганистан, вопреки еще одному устоявшемуся мифу, захватывать удавалось всем, кому не лень: от древних персов и Александра Македонского до Чингисхана, Тамерлана и англичан с американцами. Удержать эту территорию всегда было сложнее, чем завоевать. Смогут ли талибы удержать Афганистан — вот вопрос.
Пока что очевидно, что никакой глобальной угрозы "Талибан" не представляет. Но на локальном уровне, из-за ошибочного представления об "успехе" талибов, кто-то может создать что-то подобное в Таджикистане, Туркменистане, Казахстане — да где угодно. Поэтому спокойствие в регионе сейчас зависит не только от силовых структур в каждой стране. На всем пространстве Центральной Азии необходимы меры, которые покажут, что светские государства могут бороться с несправедливостью не хуже прочих.
А с "Талибаном", несмотря на то, что он не является абсолютным злом, пока что есть смысл держать разумную дистанцию. Как минимум, до тех пор, пока он не докажет способность контролировать ситуацию в своей стране. Пока что этого со стороны "Талибана" не видно.
Материалы по теме:
Российские мусульмане направлены в сторону мировой уммы: что предпримет Путин?
"Афганский синдром" Центральной Азии: что региону делать с талибами?
Афганский народ хочет перемен: возможен ли переворот в Талибане?
Как страны Центральной Азии торгуют с "Талибаном"
Душанбе не признал "Талибан", но продолжает торговлю с Афганистаном
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.
Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!