Cronos Asia

Кино сняли, но не показали

Кино сняли, но не показали

фото: freepik.com

Прокуратура Алматы выявила факты неэффективного использования госсредств при съемках фильмов: "Выбор" (режиссером-постановщик и автор сценария Ермек Турсунов) – 500 млн тенге и "Тырналар" (режиссер Дамир Манабай) – 421 млн тенге. Фильмы в прокат так и не вышли.

Более того, выяснилось, что с 2019 года не была внедрена единая автоматизированная система для мониторинга кинопоказов и бюджетов фильмов. Прокуроры отметили, что работа экспертного совета по отбору кинопроектов была неверной: многие его участники одновременно являлись продюсерами или актерами проектов, получивших финансирование, что нарушает постановление Правительства РК.

За разъяснением ситуации Сronos.Asia обратился к киноведу, доктору философии (PhD) и члену экспертного совета Баубеку Ногербеку.

– Я узнал об этом буквально сегодня из новостей, однако прокомментировать эту ситуацию не могу, так как членом совета я проработал недолго – в 2023 году всего несколько месяцев с конца марта до начала августа.

Питчинг был изначально запланирован на 22-25 мая 2023 года, однако был перенесен на октябрь. В августе я написал заявление о выходе из состава экспертного совета, так как выиграл государственный грант на прохождение одногодичной стажировки за рубежом. Данные фильмы не рассматривались на заседаниях экспертного совета в период моей работы, и в этой связи не обладаю какой-либо информацией об этих кинопроектах.

– На ваш взгляд, не сдача фильма – это саботаж или вседозволенность: никто не спрашивает, стоит ли напрягаться? С другой стороны, можно ли снять что-то реально кассовое за эти деньги?

– Поскольку ГЦПНК (Государственный центр поддержки национального кино – авт.) существует за счет бюджета, т.е. налоговых отчислений граждан, необходим контроль за их использованием компетентными органами. Соответственно, нынешняя проверка закономерна. Можно ли на выделенные деньги снять что-то кассовое? Определенно да, кинокартина "Дос-Мукасан" тому подтверждение.

– Насколько сегодня казахстанское кино интересно зрителю?

– Последние восемь лет, с момента выхода на экран кинокомедии Канагата Мустафина"16 девушек", ставшей успешной в прокате, тема сватовства, свадьбы стало трендом на "тойскую" тематику. Возможно, формат несколько трансформировался, но идея осталась: взаимоотношения между невесткой и свекровью, женихом и невестой, сватьями и т.п.

Комедийная тематика сохранилась и, к сожалению, сложился определенный стереотип среди отечественных зрителей, что, если фильм кассовый, то это комедия. Можно говорить о некотором перекосе в эту сторону. Однако, я полагаю, в обозримом будущем это тенденция сойдет на нет.

На ваш взгляд, что хочет увидеть зритель и готовы ли наши сценаристы к удовлетворению этих запросов?

– В определенной степени они это и делают. По сути, массовый зритель в основном идет в кино, чтобы отдохнуть, забыть о своих бытовых проблемах и воспринимает кинематограф не как искусство, а как аттракцион.

Те, кто приходит в кинотеатр за тем, чтобы увидеть на экране произведение искусства, получить от фильма некий авторский месседж, таких немного.

Если посмотреть на историю становления мирового кино, подобное можно проследить в начале прошлого века, когда кинематограф зарождался, он представлял больше эдакий ярмарочный аттракцион. Затем ситуация изменилась. Зрителю захотелось чего-то более глубокого, смыслового, так и зарождался авторский кинематограф. В 90-х годах в Казахстане напротив было больше авторских кинофильмов и практически не было комедий.

В этой связи не могу не спросить про фильм "Кочевник", который, несмотря на мировой спрос, казахстанский зритель почему-то не принял.

– Да, на этот фильм были выделены государством колоссальные средства, как на его производство, так и продвижение. Одна из главных причин неприятия зрителем фильма заключается в том, что главную роль сыграл американский актер Куно Беккер, его черты лица физиогномически не совпадали представлением о главном герое Абылай хане.

Для нашего зрителя, мягко говоря, это было непонятно, почему главный герой выглядит так по-европейски. В тех же голливудских исторических блокбастерах с трепетом относятся к тому, чтобы актеры были похожи на своих героев.

– Есть ли прогресс в казахстанском кинематографе? Награды-то мы периодически получаем на различных конкурсах.

– Безусловно, прогресс есть. Благодаря технологиям кино стало доступным в плане съемок. Из года в год растет количество фильмов, а вместе с ним и качество. Но надо понимать, что фестивальное и коммерческое кино это две разные категории. У нас есть закрепленный успех на различных кинофестивалях класса "А" на протяжении более 35 лет.

Что касается коммерческого кино, то оно набирает обороты, но пока нам сложно конкурировать на внутреннем рынке в плане проката с Голливудом. Тем не менее, и здесь есть прорыв, доля отечественных фильмов в прокате составляет уже более 10% и это, бесспорно, позитивная динамика.

– На ваш взгляд, существует ли какая-то "разнарядка" каких режиссеров поддерживать и какие сценарии "подходят" под госбюджет?

– Я не уверен, что существует как таковая разнарядка, по крайней мере я с ней не сталкивался. Но есть определенные требования к кинопроектам, которые прописаны в "Правилах отбора кинопроектов, претендующих на признания их национальными фильмами, для оказания государственной финансовой поддержки по их производству".

К примеру кинопроекты, желающие получить государственное финансирование, должны соответствовать одной из трех категорий "социально значимые фильмы", "дебютные фильмы", "фильмы события".


Материалы по теме:

"Бауырына салу" фильмі "Оскарға" ұсынылды

Впервые фильм из Казахстана примет участие в кинофестивале ужасов в США

Кинопоиск перевел на казахский язык новый фильм Гая Ричи

 

Exit mobile version