В Казахстане заговорили о необходимости разработки "специального" законодательства об этнических меньшинствах с целью не допустить дискриминации, обеспечить межэтнический баланс и стабильность. У этой затеи есть как положительные, так и отрицательные стороны, полагает Арман Кудабай, журналист газеты "Коре ильбо", преподаватель КазНУ им. аль-Фараби.
Из отрицательных – опасность перевести национальные меньшинства в категорию "граждан второго сорта". Зачем заново прописывать права и обязанности в каком-либо нормативном акте, если они уже прописаны в Конституции?
Согласно современной концепции гражданства, человек, имеющий или получающий подданство определенной страны, наделяется всеми правами (и обязанностями, конечно) гражданина этого государства. Перечень его прав и обязанностей не может быть ни меньше, ни больше прав и обязанностей его соотечественников.
Что включают в себя "права гражданина"?
Помимо защиты государства, льгот и программ поддержки, сюда входят право человека получать достойное образование, забота о его здоровье и здоровье близких, право на неприкосновенность личной жизни, сохранение семейных ценностей, верований, своей культуры и традиций, право оберегать родной язык и говорить на нем.
Другое дело, если такие проекты подразумевают охрану и заботу о культуре, традициях и языке этносов, составляющих народ Казахстана.
Я не сторонник использования терминов "этническое меньшинство" и "диаспора", и уверен, что все мы, живущие на казахстанской земле, – полноправные ее сограждане, соотечественники, а национальные традиции и языки – достояние этой страны.
В пылу бесконечных споров и взаимных обид мы все время забываем, что являемся гражданами одной страны, единого государства. Волею судеб нам было суждено родиться и жить на одной земле, за которую мы несем взаимную ответственность и к которой испытываем искреннюю любовь.
Моральный императив, изложенный в философских и религиозных учениях –"относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе", переводит всех в ту самую категорию "ближних своих", о которой говорили еще древние мудрецы. Но понятия "соотечественник", "согражданин" не просто дань истории или моде, они имеют вполне конкретное правовое, юридическое наполнение.
Понятие гражданства, кажущееся сегодня естественным, в ходе истории претерпевало ряд изменений. И хотя в каких-то случаях до сих пор действуют принципы "права крови" (лат. Jus sanguinis) и "права почвы" (лат. Jus soli), сегодня они, скорее, дань былому, а такое положение как "дарование гражданства" (подданства) вообще нынче из области далекой экзотики.
Сегодня гражданство – целая концепция, базирующаяся на многочисленных международных договорах, документах ООН и практики национального законодательства, согласно которой "гражданин" – это лицо, принадлежащее к постоянному населению того или иного государства, имеющее любую национальность, этнос, культуру или конфессию, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей в рамках действующих законов этого государства.
Ценные уроки
По сути, законы Казахстана, как и любой другой страны, позволяют любому подателю сделать запрос и получить (при выполнении всех требуемых для этого норм: языковых, временных, нормативных и иных) паспорт гражданина РК – будь то выходец из европейских, азиатских или даже африканских стран. Это означает, что с момента получения заветной синей книжицы его права и обязанности становятся точно такими же, как у его соотечественников.
Лишение или ограничение гражданских прав может осуществляться только по закону и то в крайних случаях, к примеру таких, как преступление против страны, причастность к терроризму и т.д., но никак не по этническому, конфессиональному или иным признакам. Это и есть законодательство современного мира о гражданстве.
Берет ли государство на себя заботу о культуре и традициях своего нового гражданина? По крайней мере оно обязуется не мешать их проявлению.
Но если принцип равноправного гражданства касается вновь получивших паспорт РК, то он не в меньшей степени касается и граждан, родившихся или долгое время проживавших на территории республики. Многие наши сограждане, представляющие многочисленные этносы единого Казахстана, обладают поистине неоценимыми заслугами перед отечеством, их культурный и научный вклад обогатили духовное богатство Казахстана. Это тоже необходимо признавать и учитывать.
В последнее время в отдельных странах присутствуют вопиющие факты ограничения прав своих же сограждан, и мировое сообщество понимает, что это нарушение нормативных и этических принципов. Для нас такие примеры – ценный урок, демонстрирующий, как важно хранить мир, взаимопонимание и спокойствие на родной земле.
Материалы по теме:
Денис Бердаков: "Есть силы, которые не хотят, чтобы в ЦА и России был мир"
Казахстан меняет законодательство: Хотите получить гражданство – учите казахский язык
Язык и культура: опыт международной институционализации