Cronos Asia

Бухарский чеканщик в шестом поколении делает тарелки из бронзы и меди

Бухарский чеканщик в шестом поколении делает тарелки из бронзы и меди

Фото: М.Галушко

Чеканка – это одно из древнейших видов прикладного искусства в Узбекистане. Когда-то посуда, украшенная чеканным орнаментом, использовалась во всех узбекских домах. О том чем отличается одна чеканка от другой и каковы особенности бухарских мастеров — подробнее на cronos.asia.

Мы прогуливались по рынку, когда мое внимание привлекли маленькие красивые медные предметы, среди которых были кувшины, лампа Аладдина и необычные замки. Продавец тут же стал рассказывать нам о товаре и демонстрировать работу необычных замков с секретом.

Так мы познакомились с Анваром Курбановым. Оказалось, что вся его семья занимается бухарской чеканкой и изготовлением шелковых и шерстяных ковров. Анвар провел нас в мастерскую и рассказал, что когда—то это здание служило караван сараем (прим. ред. – гостиница для путешественников). 10 лет назад его семья взяла здание в аренду и отреставрировала.

"У нас работает 37 мастеров. В каждой келье по 2—3 мастера. Помимо обучения учеников мы проводим мастер—классы для туристов по чеканке и изготовлению ковров. Из—за пандемии пока не можем работать в полную силу. Но нам обещали, что через четыре месяца мы вновь сможем вернуться к прежнему режиму", — рассказывает он.

Бухарской чеканкой Анвар занимается уже 27 лет. Мужчина впервые взял инструменты в руки, будучи 11—летним мальчиком. По словам мастера, несмотря на столь обширный опыт, он все еще не может сказать, что до конца научился этому ремеслу.

"Мои братья тоже занимаются чеканкой, а сестры делают ковры. Когда были маленькими, мы смотрели, как работают наши родители. А потом начали и сами пробовать что—то сделать. Ковры я тоже делаю, когда устаю от тарелок, но чеканка мне все же ближе", — делится собеседник.

Как отмечает Анвар, самая сложная работа при изготовлении тарелки – нарисовать узор.

"В чеканке мы используем бухарский орнамент "ислими". Это растительный узор – переплетенье стеблей цветка, листьев и бутонов. Каждую работу я делаю в единственном экземпляре. Повторяться неинтересно. Иногда идеи для узора вынашиваю месяцами, иногда годами. Не всегда сразу получается придумать", — говорит он.

Во время работы чеканщик использует весьма простые инструменты – это калям (тонкий инструмент для нанесения мелких деталей узора) и небольшой молоточек. Но сначала с помощью штангенциркуля мастер находит центр тарелки, затем делит ее на равные части. С помощью миллиметровки рисует узор на одну из ее частей. Готовый рисунок переносит на кальку, затем с помощью копировальной бумаги на остальные части тарелки. Только после этого приступает к чеканке. Последний штрих в работе – шлифовка изделья.

"Главное, чтобы сделанная работа нравилась мне. Я знаю, что в этом случае она понравится и другим", — уверен мастер.

Существует два вида тарелок – покрытые эмалью и глазурью. Вторые стоят немного дороже. Анвар делится, что правильная подборка краски и гармоничное сочетание цветов между собой еще один важный пункт в изготовлении тарелок. Не всегда сразу получается подобрать правильное сочетание цветов.

"Зато в следующий раз мы знаем, какие цвета друг с другом лучше сочетаются. Хотя бывает и так, что эта работа мне не нравится, но может понравится вам. У всех вкусы разные. Некоторые клиенты заказывают необычные цвета. А порой работы учеников можно продать дороже, чем работу мастера", — говорит собеседник.

Тарелка ценится не по размеру, а по тонкости узора и объему работу. Наносить узор на маленькую тарелку кропотливее и сложнее, оттого и цена выше. Стоимость сувениров разная, от 600 тыс. сум (около 24 тыс. тенге) и до 1 млн. 700 сум (около 40 тыс. тенге). Самая дорогая тарелка, которую сделал Анвар, стоит 12 тыс. евро. На ее изготовление у мастера ушел год. По словам мастера, на тарелке он рисовал орнамент XVI века. Фотографировать такой сувенир нам запретили, так как работа сделана на заказ.

Дальше Анвар провел нас в мастерскую, где изготавливают ковры. Чтобы сделать ковер сначала мастер рисует его эскиз на миллиметровке. По нему мастерицы ткут ковер.

Некоторые ковры Анвар делает сам.

"Это ковер я делаю на заказ. Это старинный рисунок, III века до нашей эры. Его подлинник храниться в Эрмитаже. Но так как я делаю по заказу клиента, то и цвета выбираю какие ему нравятся. Работа над таким ковром длиться около 8 месяцев. Он будет стоить $1800", — говорит мастер.

Шелковые нити для ковров мастера красят сами. Секрет покраски знает дедушка Анвара.

Так же, как и с тарелками, стоимость готового ковра зависит от тонкости работы.

"Здесь 220 узлов в одном квадратном сантиметре. За день я могу делать максимум три линии. Хорошие мастерицы делают 4—5. Нужно считать каждый узел. Двойной узел делают в Бухаре и Турции", — добавляет собеседник.

По словам Анвара, он никогда не был в Казахстане, но слышал от своих коллег о сложностях при пересечении границы. Зато он часто бывает за границей, где и находит покупателей.

"Я был на выставке в Англии, Германии, Америке, Вене. Там мы не только продаем свои вещи, но и показываем мастер—классы. Поэтому основные покупатели – это иностранцы. Хорошо покупают клиенты с Москвы. Я там был много раз на выставке, поэтому они знают меня и качество моего товара. Основная часть продаж происходит на выставках. На них мы и продаем товар дороже, чем в Бухаре. Онлайн я тоже хорошо продавал во время карантина. Но в этом случае сложно рассказать о качестве, лучше всего чтобы люди сами посмотрели и потрогали изделье", — делится Анвар.

 

Мария Галушко, фото автора


Материалы к теме:

Восточная сказка Бухары – глазами туриста

Восточная сказка: тур по Самарканду


Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на cronos.asia.

Подписывайтесь на Telegram-канал Central Asia Cronos и первыми получайте актуальную информацию!

Exit mobile version